Немецкие слова "Burg" и "Berg", конечно, различаются, однако между ними есть немало сходства, как показано на нижеприведённой картинке:
С этой точки зрения, в названии российского города "Санкт-Петербург" слышится аж целых две горы: во-первых, "бург" как крепость на вершине горы, и, во-вторых, Пётр I, называя новый город Петербургом, намёкнул на перевод этого имени с древнегреческого — «глыба», «утёс», «камень» (греческое слово PETRA означает СКАЛА, то есть не сдвигаемый, большой КАМЕНЬ).С другой стороны, хорошо известны изображения богини Кибелы в короне в виде крепостной стены.
![]() |
Bronze statuette of Cybele on a cart drawn by lions |
Толкование такого рода изображений всегда однозначно: богиня представлена на них как покровительница и хранительница городов. Ну, типа, как кошка является, до известной степени, охранительницей своих котят, или курица — цыплят.
Это, в общем, понятно, но здесь интересно другое: Джан Франко Чиай в своей монографии "Фригия и её боги; история и религиозная история региона Анатолии со времён хеттов до распространения христианства" ссылается на мнение византийского писателя Гесихия (Исихия), согласно которому фригийцы называли горы, гроты и погребальные камеры (таламосы) Кибелой. Византийский учёный интерпретировал это слово как фригийский термин для обозначения горы, в то время как таламосы являются намёком на святость места, и именно из-за этой святости гор в древности практиковались скальные погребения, так сказать, "поближе к Матери".
Другой византийский автор, Александр Полигистор, считал Кибелон именем для фригийской горы, местонахождения hieron agion ("святого святых") богини. Lexicon Suda упоминает горы Кибелия также в связи с культом этого божества.
Стефан Византийский упоминает полис под названием Кибелия в Ионии, и добавляет, что во Фригии существовали как город, так и гора с таким названием.
Далее Джан Франко Чиай говорит о влиянии на хеттов более древней хуррито-урартской культуры (согласно современным исследованиям, месопотамские субареи были хурритским этносом). У них был разнообразный пантеон, в котором почиталась богиня, имевшая сходство с фригийской Кибелой. Хурритские божества жили в горах и резные ниши скальных святилищ символизировали двери в жилища горных богов. Эта священная концепция легла в основу принятия этого типа архитектуры фригийцами, которые воспринимали ниши в своих скальных святилищах как двери в дом своей богини Матар Кубилеи.
Между прочим, в хурритской религии была богиня Ābi, что в переводе с хурритского означает«яма». Согласно хеттологу Альфонсо Арчи (Alfonso Archi), это название следует понимать как ссылку на обожествлённую жертвенную яму, используемую для вызова божеств из подземного мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий