Группа авторов (Austin W. Reynolds · Mark N. Grote · Justin W. Myrick · Dana R. Al-Hind · Rebecca L. Siford · Mira Mastoras · Marlo Möller · Brenna M. Henn) в совместной статье "Persistence of Matrilocal Postmarital Residence Across Multiple Generations in Southern Africa" подводят итог своим демографическим исследованиям, которые они проводили среди бушменских общин нама и седерберг, представлявших почти 3000 человек в трёх поколениях.
![]() |
Карта современного проживания общин нама (розовый цвет) и седерберг (фиолетовый). |
Итог исследований: несмотря на историю колониальной экспансии и последующую интеграцию общин Khoe-San и потомков Khoe-San в колониальное общество с сильными патрилокальными нормами, патрилокальность является наименее распространённой моделью проживания после брака в исследуемых группах населения сегодня. Исторические и этнографические данные, полученные от многих групп кой-сан в исследуемых регионах, свидетельствуют о предпочтении матрилокальных моделей проживания, при которых супружеская пара, как правило, живёт ближе к семье женщины после рождения первого ребёнка, а последующие дети — более амбилокально.
Авторы статьи пишут: "Коренное население Южной Африки, именуемое кой-сан, находилось в центре внимания антропологических исследований из-за своих традиционных моделей жизнеобеспечения (преимущественно собирательство), уникальных языков с щёлкающими согласными, и их глубокой генетической дивергенции от других человеческих групп. Исторические и этнографические данные, полученные от многих групп кой-сан, свидетельствуют о предпочтении либо матрилокального, либо амбилокального послебрачного проживания.
Во многих африканских обществах охотников и собирателей брак оформляется не свадебной церемонией, а через выдачу невесты. В рамках этого процесса молодожёны проводят первые годы брака с семьёй жены, а затем, после рождения одного или нескольких детей, они могут решить продолжить жить с семьёй жены, переехать поближе к семье мужа или жить в другом месте (хотя обычно в соответствии с родственными связями). Эта многолокальная модель проживания после свадьбы с выдачей невесты считается особенностью гендерного эгалитаризма в обществах охотников-собирателей и может привести к модели проживания, предпочитающей матрилокальное проживание после свадьбы".
В современном мире патрилокальность, при которой жена живёт с родственниками мужа или поблизости от них, является наиболее распространённой моделью проживания, встречаясь примерно в 70% обществ. Это после четырёхсот лет европейской колонизации, включающей в себя практики насильственной ассимиляции туземцев. Я думаю, что если бы можно было провести всемирное этнографическое исследование около 1600 года, количество племён и народов с матрилокальной моделью проживания по меньшей мере не уступало бы тем, которые проживали с патрилокальной моделью. При этом вызывает удивление, как, несмотря на глобализацию и повсеместный переход к товарно-денежным отношениям, кое-где ещё сохраняются самые архаичные особенности человеческой культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий