27 июля 2022

Интеллигентская семейная модель в раннем СССР.

Чрезвычайно интересное наблюдение над российско-советской интеллигенцией высказывает Р.С. Черепанова в статье "Материнство и отцовство в системе ценностей отечественной интеллигенции". 

"Для русского интеллигента, - говорит она, - семья означает увеличение материальных расходов и затрат времени, отрываемого от творчества, поэтому ценность семьи (в отличие от ценности дружбы, любви, родства душ) в интеллигентском этосе невысока. Кроме того, поскольку свобода и самовыражение личности находятся в этой системе ценностей на первом месте, семьи интеллигентов довольно непрочны".

И вот, в интеллигентской среде возникает семейная модель, которая "опирается на радикальный и поверхностный вариант просветительства (на «полупросвещение», по известному выражению Пушкина). Мы найдём её у Радищева и Герцена, у Толстого и Чернышевского, у Ленина с его специфической интерпретацией коммунизма [1]. С позиций этого вульгаризированного просветительства, идеальный ребёнок – это сирота, а главный принцип его воспитания – свобода (включая её последствия, в том числе и негативные). Коммуна Макаренко вырастает на этой почве не случайным экспериментом, а закономерным продолжением просветительских проектов по выведению идеального человечества. Любая семья с этой точки зрения ограничивает свободу личности, поэтому в ходе общественного прогресса так или иначе должна исчезнуть".

Интересно получается: если "бытие определяет сознание", то и специфический интеллигентский быт определяет особую семейную модель, в которой всяк сам по себе. И затем эта специфически интеллигентская модель распространяется, в качестве социального эксперимента, на всю советскую Россию.

Автор статьи "Про советский детский сад" пишет:

"И в ноябре 1917 года принят закон, “Декларация по дошкольному воспитанию”. Он гарантировал малышу право на образование и воспитание, а его родителям был порукой в том, что им за это не придётся отдавать ни копейки. Уже в 1918 году на одном из педагогических факультетов появляется дошкольное отделение. С 1919 года вопрос о создании “сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины” ставится ребром. С лёгкой руки Ильича эти заведения именуются “ростками коммунизма”: тем самым вождь отметил их немалую роль в построении идеального государства. С раскрепощением женщины всё понятно: отныне “Товарищ мама” имела полное право вкалывать за станком от рассвета до заката (а то и внеурочно), но при этом получала абсолютно все права и свободы для реализации себя, любимой, как личности. Во внерабочее время, разумеется. Равная мужчине, добытчица — не жизнь, а малина. С этим вроде понятно, а вот фраза “общественное воспитание” имеет гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, она переводит разного рода гувернанток и нянечек в класс буржуазии, тем самым клеймя их позором — это ведь не общественное, а индивидуальное воспитание! А во-вторых, отныне подрастающее поколение с младых ногтей впитывало социалистические идеи, училось ходить строем, кушать — что и все, одевать — что и все, и мыслить в строгом соответствии с установленным регламентом".

Первый пионерский парад. Москва, СССР, июнь 1924 года.

------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002. 341 с. 

Материнство под углом зрения русского консерватизма.

В философии русского консерватизма подчёркивалась определяющая роль женщины-матери в созидании семьи и нации. Сосредоточенность женщин на ценностях семейной жизни Н.М.Карамзин в буквальном смысле воспевал в «Письмах русского путешественника». В 30-е гг. XX в. данную мысль высказал русский консерватор-эмигрант И.Л.Солоневич: «Женщина, женщина-мать – она всегда созидательница. Своей семьи, своего очага и отсюда – своей нации» [1].

А если женщина, по тем или иным причинам, не может стать матерью? В таком случае, она может стать девой. К.П. Победоносцев писал: «Чистый, святой образ Матери Божией должен каждую минуту напоминать деве христианской, что нет на земле имени и места святее и чище имени и места Девы» [2]. Материнство - душеспасительно, но и девство - богоугодно. Как говорится, всем сёстрам по серьгам. 

Материнство рассматривалось русскими консерваторами не только в рамках приватной, но и публичной сферы. Идеал матушки-императрицы был разработан Н.М. Карамзиным в произведении «Историческое похвальное слово Екатерине II». [3] В данном труде мыслителя сравнение императрицы с матерью встречается 13 раз: «мать народа», «мать отечества», «прамать» и т. д. Материнское правление являлось более мягким по сравнению с отцовским, имело гуманный характер в области внешней и внутренней политики, позволяло строить отношения власти и подданных на основе взаимной любви и заботы. Образ государыни-матушки задействовали в своих произведениях и другие консерваторы. М.О. Меньшиков назвал княгиню Ольгу «матерью народа русского», «матерью нашей государственности», так как видел её главную заслугу в том, что «именно святой Ольгой начинается наша христианская цивилизация, именно ею начинается наша национальность и наша народная слава» [4].

(Из статьи Н. Н. Козловой "Материнство в философии русского консерватизма XIX – первой трети XX в.)

------------------------------------------------------------------------

[1] Солоневич И.Л. Большевизм и женщина // Вся власть – русским мозгам!: сб. ст. СПб., 2003. С.41.

[2] Победоносцев К.П. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. С. 314. 

[3] Карамзин, Н.М. Историческое похвальное слово Екатерине II // Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. С.160–217.

[4] Меньшиков М.О. Вечное воскресенье. URL: http://az.lib.ru/m/menxshikow_m_o/text_0100.shtml (дата обращения – 22.07.2013).

Терракотовая женская блузка из Великой Греции.

Среди других экспонатов музея в Пестуме есть часть терракотовой женской статуи с замечательно сохранившейся раскраской.

Источник картинки.

Учитывая сильное этрусское влияние на жителей Пестума, можно предположить, что свастика имела место быть и у этрусков. 

Википедия говорит, что свастика встречается на могильных урнах этрусков. Тем более шокирует изображение свастики на женской блузке.

Однажды вечером я ехал домой с работы, и в автобус вошла девушка лет 15 - 16-ти с сумкой-рюкзачком в виде гробика, с крестом и цепями... Знаете, в молодёжной субкультуре готов такие "штучки" в моде. Может быть и здесь нечто подобное?