Хотя Маргарет Элис Мюррей изо всех сил старается представить ведьм как "последних из могикан" древней языческой религии Европы, все её потуги выглядят смешно. Я не вижу в её описаниях ни грамма язычества. Наоборот, при ознакомлении с т. наз. "ритуалами допуска" возникает чувство, что это те же христианские обряды, но вывернутые наизнанку, переиначенные. Вот, посудите сами:
"Как и при любом приобщении к новой вере, неофит должен был отвергнуть старую, и формуле отказа надлежало быть максимально недвусмысленной. «Я отвергаю и отрицаю Бога, благословенную Деву, святых, крещение, отца, мать, родственников, небо и землю и всё остальное в мире», — вот лишь одна из записей. Все они содержали «решительный отказ от Иисуса Христа и его веры». Далее следовало крещение, исповедание новой веры и принесение обетов верности: «Я всецело предаюсь в руки твои и власти твоей и не признаю никакого иного бога, потому что ты еси бог мой»."
Сколько я ни читал исследований по шаманизму, я нигде не встречал такого, чтобы духи требовали от неофита «решительного отказа от Иисуса Христа и его веры». Такие формулы отречения практикуются только в христианстве. ”Приступая к крещению, - писал Тертуллиан,- пред погружением в воду, там же и ещё несколько прежде в церкви, при возложении руки предстоятеля, мы свидетельствуем, что отрицаемся дьявола, и гордыни его, и ангелов его” (Источник). Крещение, исповедание новой веры и принесение обетов верности — это тоже из христианского "репертуара".
"Ведовское крещение методологически варьировалось от опускания головы в воду до простого окропления; полное погружение ни разу не упоминается. Ритуал, судя по всему, был общим для всей Западной и Центральной Европы. Сэр Джордж Маккензи по этому поводу цитирует Дельрио: «Дьявол же крестит их заново, отирая с чела их старое крещение»."
Тут тоже нет ничего сугубо языческого, - обряд перекрещивания еретиков существует в христианстве.
"Джонет Морисон «имела свидание с дьяволом, и он спросил, как ей имя, и она ответила, Джонет Морисон, имя, которое дал мне Бог, и сказал он, не верь больше в Христа, а верь в меня. Я крещаю тебя именем Маргарет»."
В древнем христианстве при крещении человеку давалось новое имя, в знак начала новой (духовной) жизни. Ныне младенцев именуют родители, а не попы, поэтому церковное имянаречение "съехало" с крещения на монашеское пострижение, но суть осталась прежней.
"За крещением часто следовал поцелуй. Неофит целовал Великого Магистра в ту часть тела, которую он указывал. Это был знак абсолютного подчинения, каким в Средние века служило целование туфли папы римского или руки монарха".
В Церкви всегда практиковалось "святое целование", и, конечно, неизгладим из памяти поцелуй Иуды.
Поцелуй Иуды |