17 августа 2022

Маски тайных союзов.

В Западной Африке тайные союзы получили особое развитие: они более многочисленны, более влиятельны, прочнее организованы, чем, например, в Меланезии. Если в Меланезии это по преимуществу мужские союзы, деятельность которых направлена в значительной степени против женщин, то в Западной Африке это не так. Здесь, во-первых, крепче традиции материнского рода и женщины лучше умеют за себя постоять, а во-вторых, складывавшиеся здесь формы примитивной государственности требовали организации полицейской власти, и тайные союзы в значительной мере выполняли именно эту роль.

Тайные союзы являются общественной организацией, характерной для эпохи разложения общинно-родового строя. Это один из важнейших рычагов ниспровержения материнского рода и установления господства мужчины в семье и в обществе. В то же время тайные союзы — орудие управления в руках отслаивающейся верхушки общества, которое движется по пути социальной и имущественной дифференциации.

Участники тайного союза Поро (культ Гбон) в масках "огнеизвергателях" (firespitter mask), Кот Д'Ивуар, 1970 г.

Генетически тайные союзы, основанные обычно на так называемых мужских домах, восходят к системе инициации эпохи первобытной общины, представляя их позднейшую модификацию. Свою историческую роль — борьбу с материнско-родовым обществом и укрепление власти экономически сильных элементов общины — тайные союзы выполняют путём применения террористических средств, запугивая население и подавляя силой всякие попытки протеста. Это — одна из зародышевых форм примитивной государственной власти.

Участники тайного союза Поро с масками типа "огнеизвергатель" (firespitter mask), Кот Д'Ивуар

Интересно, что маски вырезают там, где поблизости нет женщин. Если взгляд женщины упадёт на незаконченную маску, то её волшебная сила улетучится.

Два холма.

Я зомбоящик не смотрю, но в Сети узнал, что там, по дуроскопу, показывают комедийный сериал "Два холма". 

"Сюжет комедийной утопии переносит в 2140 год. Чуть более века назад на планете произошла третья мировая война (в текущих условиях далеко не лучший повод для шутки), Северная Корея скинула на США бомбу с вирусом, уничтожающим прицельно мужское население страны. Естественно, что-то пошло не так, и вирус распространился по всему миру, оставив в живых меньше 5 процентов мужчин. Россия теперь называется Матушкой Россией, Москва давно заброшена, зато образовались технологичные центры-матриархаты, где царят покой, красота, порядок и взаимопонимание. Один из таких искусственных городов – Два холма, где живёт главная героиня по имени Рада (Пелагея Невзорова). Рада – учительница, судя по всему, истории или окружающего мира, так что в её задачи входит рассказывать ученицам о так называемых «приматах» — уцелевших мужиках, которые живут на развалинах цивилизации, думают только о сексе, круглые сутки чешут свои пятые точки и меряются членами" (Источник).

Итак, после третьей мировой войны "повсеместно к власти пришли женщины. Они восстановили мир, исправили экологию и теперь живут счастливо. Немногочисленные мужчины либо отделились и скатились в первобытное состояние, — теперь их называют «приматами», — либо живут в специальных резервациях, где их используют как «хранителей семени»" (Источник).

Хоть это и комедия, однако же характерно, что именно матриархат связан с культурным началом. В принципе, и я о том же говорю. А патриархат - это когда "меряются членами", как верно подметила Татьяна Мирин.

Ещё молоко на губах не обсохло.

Из бездны Вечности, из глубины Творенья
На жгучие твои запросы и сомненья

Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг,
И плачешь, и клянешь ты Небо в озлобленье,
Что не ответствует на твой душевный крик…

А Небо на тебя с улыбкою взирает,
Как на капризного ребёнка смотрит мать.
С улыбкой — потому, что всё, все тайны знает,
И знает, что тебе ещё их рано знать!

А.Н. Майков. "Из Аполлодора Гностика". 1892

Хасиды и "хлысты".

Читая статью Дмитрия Полюховича "Как хасиды украинский язык «освятили»", я отметил много параллелей между хасидами и христоверами ("хлыстами"). 

«Хасидский танец», худ. Г.Гольд

"На украинской земле родился хасидизм с его напевами, бесшабашными плясками и радостью служения Всевышнему".

"Любопытна история о том, как основоположник хасидизма Баал Шем Това (БЕШТ) жил отшельником в пещере, питаясь только лепёшками из пресного теста, подсушенного на раскалённых солнцем камнях. Для иудаизма отшельничество нехарактерно, но именно во времена БЕШТА на Галичине и Подолье оно стало популярным, и в каждом урочище можно было найти беглеца от суетного мира".

Далее автор рассказывает про появившиеся в XVIII веке хасидские нигуны («напевы», — иврит), вписавшиеся в концепцию служения Богу с радостью. "Это специфическая манера исполнения почти без музыки, но с ритмическим хлопаньем и даже художественным свистом. Отсутствие инструментального сопровождения объясняется  исполнением нигунов преимущественно в шабат, когда запрещено играть на инструментах. В большинстве случаев напевы представляли собой просто набор мелодичных звуков. Считалось, что благодать нисходит на исполнителей в виде различных тонов, а не слов, поэтому ритмические хлопки плюс лишённое смысла «ля-ляканье» быстро вводили прихожан в состояние транса. Кроме того, любая песня рано или поздно заканчивается, а «ой-йой-йой-ой…» можно тянуть бесконечно.