17 августа 2022

Хасиды и "хлысты".

Читая статью Дмитрия Полюховича "Как хасиды украинский язык «освятили»", я отметил много параллелей между хасидами и христоверами ("хлыстами"). 

«Хасидский танец», худ. Г.Гольд

"На украинской земле родился хасидизм с его напевами, бесшабашными плясками и радостью служения Всевышнему".

"Любопытна история о том, как основоположник хасидизма Баал Шем Това (БЕШТ) жил отшельником в пещере, питаясь только лепёшками из пресного теста, подсушенного на раскалённых солнцем камнях. Для иудаизма отшельничество нехарактерно, но именно во времена БЕШТА на Галичине и Подолье оно стало популярным, и в каждом урочище можно было найти беглеца от суетного мира".

Далее автор рассказывает про появившиеся в XVIII веке хасидские нигуны («напевы», — иврит), вписавшиеся в концепцию служения Богу с радостью. "Это специфическая манера исполнения почти без музыки, но с ритмическим хлопаньем и даже художественным свистом. Отсутствие инструментального сопровождения объясняется  исполнением нигунов преимущественно в шабат, когда запрещено играть на инструментах. В большинстве случаев напевы представляли собой просто набор мелодичных звуков. Считалось, что благодать нисходит на исполнителей в виде различных тонов, а не слов, поэтому ритмические хлопки плюс лишённое смысла «ля-ляканье» быстро вводили прихожан в состояние транса. Кроме того, любая песня рано или поздно заканчивается, а «ой-йой-йой-ой…» можно тянуть бесконечно.

Точно так же и люди Божии каждый раз на своих собраниях-радениях пели новую песнь, сочиняя её экспромтом, и бесконечное «ой-йой-йой-ой…» у них имело место быть.

Ещё одна параллель между хасидами и "хлыстами" - тайное учение. Иисус сказал ученикам: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем, внешним, все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют". Ну, то есть, у духовных людей, помимо обычного, есть ещё и духовное зрение, и они часто видят то, что мирские люди не замечают.

В качестве примера автор приводит нигун о глупом Марке: «Гей, ти, дурню Марку, що ти їдеш на ярмарку, чи не продавав, чи не купляв, тільки всім заважав?..». За основу практически дословно взята украинская шуточная народная песня о непутёвом котике Марке, правда, в нигуне «котик» везде превратился в «дурня».

"При полном сохранении текста и слегка измененной мелодии «нигунизированная» украинская песенка полностью изменила смысл. В хасидской системе образов «продавать-покупать» означает исполнять заповеди в этом мире, тем самым, приобретая заслуги для мира грядущего. Ярмарка же — символическая схема всей человеческой жизни. Этот образ популярен и в наше время, всем известен афоризм: «Жизнь — супермаркет. Можешь брать всё, но помни, что на выходе ждёт кассир»".

"Нигун «Стал я пити у п’ятницу» тоже почти полностью украиноязычный с вкраплениями строк на идише.

Став я пити у п’ятницу, у п’ятницу,

Пропив, ай-ай, пропив свою телицу.

Треба, треба знати, як гуляти,

Треба, треба знати, як брехати.

Ой, хешбн-цедек одавати,

Пред паном хазяїном отвічати.

 

А ми п’єм, да п’єм, да ми гуляєм,

Ун мір трінкен яїн азой ві маїм.

Ун мір зоґн але цузамен лехаїм,

Ве-Ато тишма мін хашомаїм.

 

Став я пити у суботу, у суботу,

Пропив, ай-ай, пропив свою работу.

Треба, треба знати, як гуляти,

Треба, треба знати, як брехати.

Ой, хешбн-цедек одавати,

Пред паном хазяїном отвечати.

Этот нигун в хасидской традиции имеет несколько смысловых слоев. Самый поверхностный и очевидный — «Пан хазяїн» — это Всевышний, перед которым в итоге придется отвечать за все грехи жизни. Но есть и более глубокий. Седьмой Любавичский ребе в 1963 году так объяснил смысл этой песни:

«…Мы нуждаемся в опьяняющем вине. Книга «Тора Ор» объясняет разницу между веселящим вином и опьяняющим: «вино веселящее» — это созерцание величия Всевышнего, но если человек видит, что это ему не помогает, он нуждается в «опьяняющем вине», чтобы затопить тело и животную душу и выйти из ограничений. Созерцание величия Всевышнего к этому не приводит, человек находится в «теснине» (из-за своих грехов…), поэтому его раскаяние осуществляется через опьяняющее вино.

Это и разъясняется в нигуне, мол, нужно знать («трэба знати»), как принять в себя опьяняющее вино («як гуляти»), и как использовать это опьяняющее вино, чтобы было совершено действие («як брехати» — каким образом говорить, то есть, как привести буквы к действию). И это одна из идей нигуна»."


Седьмой Любавичский ребе

Про "пивушко духовное" у "хлыстов" я уже не раз писал, - поэтому повторяться не стану.

Все эти параллели вовсе не означают, что еврейские цадики - это "христы" людей Божиих, хотя В. Розанов, в своё время, приводил примеры поразительного сходства. Равно как не свидетельствуют о заимствованиях хасидов у "хлыстов" или, наоборот, "хлыстов" у хасидов. Нет, здесь скорее следует иметь в виду "дух времени". Вот, в своё время, в эпоху неолита, был такой "дух времени", когда почти все земледельческие общества воспроизводили одни и те же мифологемы. Статуэтки догу в Японии эпохи Дзёмон поразительно похожи на ближневосточных "венер", но ведь никому и в голову не приходит объяснять их заимствованием. Нет, очевидно в каждое время в атмосфере коллективного сознания "носятся" определённые духи, или платоновские идеи, если угодно, и люди - там и сям - "подхватывают" эти идеи. Таким образом они "вовлощаются" в религиозных культах и - шире - в культуре. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий