11 марта 2023

Такой "матриархат" нам не нужен! (2)

И. П. Русанова в своей монографии "Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. -1 тыс. н.э." говорит, что германские язычники, совершая жертвоприношения, бросали ценные для них предметы в болота.

"Жертвенных мест в болотах и торфяниках известно около 500 на территории Дании, Голландии, севернойГермании, Швеции. Наиболее выразительны большие жертвенные места. Самое известное из них расположено в Обердорле (Средняя Германия, около Мюльхаузена) на низком торфянистом берегу Святого озера. Наиболее интенсивно площадка использовалась во II - IV вв. Она имела прямоугольную форму с закруглёнными углами и с трёх сторон была ограждена плетнем и вертикально стоявшими брёвнами, открытой оставалась лишь сторона, обращённая к воде. Приблизительные размеры ограждения 15 х 14 м. В центре площадки находился примитивный деревянный идол женской богини - прямоугольный брус с головой, грубо вытесанным лицом, намеченной грудью и тоненькими ручками (рис. 58а).


Рядом стоял большой сосуд, лежали кости лошади и часть скелета 15-летней девочки. По всей площадке были разбросаны кости животных, в основном черепа и кости ног лошадей и рогатого скота, уголь, черепки сосудов, длинные палки с заострёнными концами (одна из них длиной 7 м), имевшими культовое назначение, верша из прутьев для ловли рыбы, связки льна, вёсла, руль и части деревянных лодок. В отдельных скоплениях лежали кости более чем 40 человек, но в основном, черепа, кости рук и ног, тогда как рёбра и позвонки отсутствовали. В пяти местах находились скелеты собак. К северу от огороженной площадки лежали части туш домашних животных без черепов, здесь же находился череп человека и был воткнут меч. Кости двух человек лежали к западу от ограды.

В Обердорле периодически в течение нескольких столетий приносили в жертву богам мясные части туш домашнего скота, головы и кости ног (вероятно, со шкурой) лошадей и коров, как символ целого животного, сосуды с едой, продукты сельского хозяйства (лён, зерно),здесь же оставлялись собаки, расчленённые части тел людей и их черепа. Всё это происходило перед изображением богини, вероятно, Нертус".

Жертвоприношения и магия.

"Какова цена вопроса?" - это у всех на слуху в постсоветском обществе. 

Говорят, это общество архаично в ментальном отношении; поэтому не будет большим преувеличением допущение, что и древние кельты мыслили теми же стереотипами.

Вот, допустим, вождь какого-нибудь племени столкнулся с вызовом, который требует неординарного решения. А если у вождя - "мякушка" в голове вместо мозгов? Что ему делать, если он, подобно Калигуле, истребил всех умных людей и, подобно Ивану Грозному, окружил себя мальчишками? 

В таком случае безмозглые "сильные мира сего" обычно прибегают к магии. Они дают чёрту "на лапу", пытаясь заручиться его поддержкой. 

Я полагаю, что все жертвоприношения во все времена и у всех народов производились исключительно с магической целью. Никакой религии здесь и близко нет. Это самая банальная "взятка", которую жертвователь даёт какой-то незримой силе, чтобы она, эта сила, "подсуетилась" и помогла ему решить его вопрос.

Понятно, что вопросы бывают разные, поэтому и жертвоприношения различны - от человеческих  до "на тебе, боже, что мне не гоже".

О практике жертвоприношений у кельтов.

Археологи откапывают кости людей в пещерах, шахтах и колодцах. Так, на горе Кифхойзер в Германии известно около 20 таких шахт, имеющих глубину 50-90 м, лишь иногда метров 15. И. П. Русанова в своей монографии "Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э." говорит, что там "находились разрозненные кости людей: обломки 11 черепов, 19 костей рук и ног, рёбра, принадлежавшие мужчинам от 18 до 40 лет. Кости людей обнаружены и в других шахтах. В одной из них (глубина 15 м) лежали кости женщин и детей, скопившиеся там за долгое время" (со ссылкой на: Behm-Blancke G. 1962. Zur sozialokonomischen Deutung germanischer Siedlungen der romischen Kaiserzeit auf deutschen Boden // Aus Ur- und Fruhgeschichte. - Berlin. - S. 64-84). В Карлсхоле (Вюртемберг) известны четыре шахты, где вместе с костями животных, украшениями из золота, серебра и бронзы, черепками сосудов лежали остатки людей (в одной шахте не менее 50 человек, в других по 10 и 20) [Moser, 1968, s. 6, 7]. В Кнохенхоле, в шахте глубиной 35 м, среди человеческих костей находились бронзовые копья, сосуды, чертосская фибула, браслеты и другие раннелатенские вещи; в Дитерсбергхоле найдены кости не менее чем от 30 человек и вместе с ними многочисленные украшения и остатки хлеба; ну и так далее. "Во всех случаях в пещерах найдены разрозненные кости, черепа, части черепных коробок людей, явно не захороненных здесь, а принесённых в жертву", - говорит И. П. Русанова.

Надо полагать, практика жертвоприношений в естественных расщелинах-шахтах в альпийских областях появилась очень рано; во всяком случае, пещеры использовались для этих целей со времени бронзы и гальштата. Затем, особенно со II в. до н. э. по I в. н. э., кельты стали строить священные колодцы в своих четырёхугольных святилищах. Надо сказать, это было критическое, "переломное" время в истории кельтского этноса, который находился в состоянии перманентной войны с Римской империей. Ну и вот, эти глубокие колодцы тоже использовались для жертвоприношений. Так, например, на святилище в Хольцхаузен (55 x 60 м) было выкопано три колодца, имеющие глубины 6,5 м, 18,35 м и 35,3 м. Жертвенный характер колодцев подтверждают сделанные в них находки. В колодцах не раз находили человеческие кости среди костей животных, черепков посуды, вперемежку с фибулами, браслетами и прочими побрякушками. Глубокие священные колодцы на святилищах не являлись источниками воды, так как через некоторые святилища или в их рвах текли ручьи.