17 декабря 2024

И ещё одна версия.

В статье "Венеры" как куклы вуду я высказал предположение о том, что "венеры" разбивались с целью навредить их хозяйкам и связал разбитые женские фигурки из Костёнок I с расколотыми кикладскими идолами с острова Керос в Эгейском море.

А вот ещё одна параллель. Кладбища сибирских аборигенов издавна поражали русских людей обилием сломанного погребального инвентаря. В Сибири намеренная порча могильных вещей встречается ещё в неолите, но приобретает особенно выраженный характер с энеолита (для Западной Сибири -- около III тыс. до н. э.) и затем живёт во все последующие времена, вплоть до этнографической современности. "Без сомнения, - объясняет этот обычай Ф. К. Карьялайнен, - настоящая причина в том, что имущество умершего, как и принесённые в дар животные, должны быть "умерщвлены", ибо их душа должна освободиться и получить тем самым способность следовать за умершим в потусторонний мир". Ту же самую мысль позже высказал Л. Я. Штернберг в отношении гиляков (нивхов), которые, по его словам, "ломают нарты, котлы, копья, бьют собак, чем освобождают их души для следования за покойником".

Ну, допустим, у собаки есть душа, и у миниатюрной "венеры" тоже есть душа, но какая может быть душа у копья? Или человек оставляет частички своей души на всём, к чему он прикасается? Получается, что человек, прямо как бог, "одухотворяет" собою все вещи? 

Ох, уж эти мне "венеры"! Чёрт голову сломит в попытках разгадать их тайны...   

Жертвоприношения по глупости.

Человеческие жертвоприношения как форма политического террора (например, у ацтеков) -- это лишь одна небольшая часть "спектра" данного явления. Львиная доля жертвоприношений совершается по причине невежества, инфантилизма или просто дури жертвователей. На Руси дураков на сто лет припасено, - гласит народная мудрость. Но только ли на Руси? Дураков навалом среди всех народов.

Т. В. Жеребина в статье "Система жертвоприношений у шаманистов Северной Азии" рассказывает про так называемые "чашечные углубления" в камнях. "В этих "жертвенных чашах" -- "ступках", по терминологии американских археологов -- обнаруживаются при биологическом анализе разные типы жертвенных приношений: а) остатки каких-то трав; б) зёрна растений; в) красящие вещества... Современные же индейцы, проходя возле скал с древними рисунками, оставляют возле них приношения в виде: а) кусочков одежды; б) монет и т. п., надеясь взамен обрести не только расположение старинных духов, но и частицу их сверхъестественной силы".

В подростковом возрасте, изучая английский язык, я прочитал забавную историю про шестилетнего мальчика Джима по прозвищу "Морковка". В канун Рождества он лежал в своей кроватке и думал: что же положит Санта Клаус в его чулок, висящий на каминной решётке? Мальчику хотелось получить много хороших подарков, и он перед сном совершил своеобразное "жертвоприношение". Он подумал, что Санта Клаус, спускаясь вниз по печной трубе, испачкает в саже свою шубу, и ему потребуется щётка. Мальчик решил положить её возле камина. Санта Клаус очистит щёткой свою шубу, и за это щедро отблагодарит Джима, - напихает в его чулок много оловянных солдатиков и другие игрушки. В принципе, "жертвоприношение" глупенького шестилетнего Джима ничем не отличается от приношений североамериканских индейцев. Джим надеялся обрести расположение Санта Клауса, а американские индейцы надеются обрести расположение духов.

Всем известно, что люди бросают монетки в фонтаны. Говорят, в итальянский фонтан Треви в Риме каждый день швыряют от трёх до четырёх тысяч евро. Это тоже своеобразные "жертвоприношения". -- Кому? -- Видимо, водяному, живущему в фонтане. Вот тебе, водяной, денюжка, а ты, за это, исполни моё желание, которое я загадал, бросая монетку.

Ныне водяному бросают монетки, а в стародавние времена, вполне возможно, бросали девок в реки и озёра. -- Зачем? -- Чтобы обрести расположение водяного. Девка ведь более ценная жертва, чем щётка Джима или монетки туристов, - значит и водяной отблагодарит жертвователя стократно...

Надо ли говорить, что все подобные "жертвоприношения" не имеют ни малейшего отношения к религии? Современные индейцы напоминают мне деревенскую старушку, которая суёт "тыщёнку" доктору, чтобы тот прописал ей "каты́шки" (таблетки) получше.