27 апреля 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (14)

Джон Робб, профессор европейской преистории Кембриджского университета, в своём исследовании итальянского неолита, говорит, что у него нет никаких доказательств существования каннибализма. "Следует признать, - пишет он, - что специализированный тафономический анализ, подобный проведённому на французском неолитическом памятнике Фонтбрегуа, никогда не проводился, и многие формы каннибализма оставляют тонкие или невидимые остеологические следы. Тем не менее, на единственном объекте, где эта практика была заявлена, Гротта Скалория (Гимбутас, 1991), повторное остеологическое исследование не обнаружило никаких убедительных следов".

Жаль, что Джон Робб ничего не говорит про Херксхайм.

В Херксхайме, если практиковалось людоедство, то, по идее, должны были иметься и земляные печи для приготовления "человечины". Это неглубокие ямы, заполненные древесным углем и обожжёнными камнями. В Новой Гвинее и Полинезии они были стандартным способом приготовления свинины для пиров. Многочисленные остатки этих strutture di burne ["сооружения для сжигания"] были обнаружены на многих неолитических стоянках Европы с самого начала неолита и до его конца. Самая большая яма в Катиньяно была 8,5 м в длину, а самая маленькая имела размеры 120x90 см.

Технология приготовления свинины в ямах следующая. Выкапывают неглубокую яму, выстилают её дно камнями и разводят в ней большой костёр. При этом в огонь бросают ещё больше камней, чтобы разогреть их. Через несколько часов от костра остаются раскалённые угли и камни. На этом этапе большую часть горячих камней и углей убирают, а еду кладут в яму, завёрнутую в пучки зелени. Затем пищу покрывают толстым слоем травы или листьев; это покрытие служит для удержания влаги. Горячие камни и угли кладут сверху, и всё это засыпают слоем земли обычно толщиной 10 - 15 см. Почва запечатывает и изолирует капсулу с едой и горячими камнями внутри, и пища запекается от нескольких часов до нескольких дней.

Земляные печи использовались для приготовления больших объёмов мяса на ритуальных пиршествах. Про Херксхайм нам и говорят, что там обнаружены "останки более 1000 человек, которые были убиты и съедены". В таком случае, там обязательно должны были быть земляные печи. Но что-то мне не попадалась информация об этом.  

Ронделы как границы между женской и мужской зонами?

Кажется, практика строительства рондел дожила до основания "вечного" города Рима. Как гласит легенда, "Ромул начал копать ров, чтобы обозначить границы своего города. Рем постоянно издевался над братом и мешал ему работать. Однажды он перепрыгнул через ров, по-видимому, совершив таким образом святотатство, и тут же был убит".

Значит, по идее, рондела разделяла пространство на "внутреннее", сакральное, и "внешнее", профанное. Рондела проводила границу, которая "священна и неприкосновенна".

В данном контексте следует напомнить о концепции Яна Ходдера, который в своей работе "Одомашнивание Европы" (The Domestication of Europe: Structure and Contingency in Neolithic Societies) предложил гендеризацию пространства в рамках обобщённого неолитического европейского габитуса; области вокруг домохозяйств формировали локус значений, ориентированных на женщин, а "дикие" области закрепляли и генерировали значения, ориентированные на мужчин.

Используя пространственное распределение гендерных изображений, Мортер и Робб предположили, что неолитическое пространство было гендеризировано концептуально, с концентрическими зонами вокруг поселений, которые в некотором роде считались женскими, в то время как отдалённые, дикие или пограничные районы считались мужскими.

Пространственность пола. Некоторые возможные отношения (Мортер и Робб, 1988).