17 февраля 2023

О "жёлтой" прессе.

Сегодня днём я сфотографировал, какую хрень продают в киосках "Роспечати".

Правда, там, сбоку, под стеклом лежит свежий номер журнала "Наука и жизнь", но цена - 408 рублей - даже мне не по карману, не говоря уж про студентов и школьников. 


В общем, я уже много лет ничего не покупаю в киосках "Роспечати", разве что только авторучки да расчёски.  

Л. Л. Селиванова о Зевсе.

Л. Л. Селиванова пишет в статье "Владыка Олимпа. Формирование олимпийского пантеона":

"Доолимпийский этап [древнегреческой мифологии] характеризуется стихийно-чудовищной "тератологией" (от греч. τέρας — «чудовище», термин введён А. Ф. Лосевым) эпохи матриархата (Медуза, Сфинкс, Химера, Ехидна — все женского пола), в которую получает своё законченное выражение образ Великой богини-матери, матери Земли. Поэтому древнейшая мифология называется хтонической. Олимпийский период связан с переходом к патриархату".

Ещё один интересный пассаж о быке - консорте Великой Матери:

"Небесные боги восточных религий всегда отождествлялись с быками. Дьяус в "Ригведе" называется "быком", Индру и его иранского двойника Вритрагну постоянно сравнивают с быком, как и доарийского предшественника Индры громовника Рудру. В Древней Ассирии, как и в Малой Азии небесный бог имел облик быка. Шумерский бог Энлиль, устроивший всемирный потоп, зовётся Богом Рога, а его жена Нингаль — Великой Коровой. Древнефиникийский глава пантеона бог Эль называется Шор (Бык). Заменивший его Ваал поражает Муту "своими рогами, как дикие быки", а смерть Ваала сравнивается со смертью быка. Ассирийского бога Бела называли Божественным Быком. Египетского бога Мина, супруга Хатхор (или Исиды, которая была одновременно и его матерью), величали "Быком своей матери" и "Великим Быком". И Зевс часто выступает в бычьем обличье. В образе быка Зевс похищает Европу".

И далее: "Все небесные боги обладают большой сексуальной силой и являются супругами Великой Матери, предстающей в облике Небесной Коровы". 

"Зевс известен своей любвеобильностью. Когда его мать Рея, предвидя беды, которые возникнут из-за его похотливости, запретила сыну жениться, он пригрозил овладеть ею. Рея превратилась в страшную змею, тогда Зевс обернулся змеем и, образовав с нею тугой узел, привёл свою угрозу в исполнение. От союза с собственной матерью родилась Персефона. Затем в образе змея Зевс вступил в связь с Персефоной, от которой родился у него Дионис. Такова орфическая легенда".

Ну и потом Л. Л. Селиванова описывает многочисленные "шашни" Зевса, которые мы пропускаем... "Последней его супругой стала Гера, которая очень не хотела выходить замуж за своего брата. Поскольку прямым путём Зевс не мог достичь желаемого, ему пришлось прибегнуть к хитрости. Он принял облик кукушки и холодный, мокрый, дрожащий прилетел искать укрытия на её груди. Приняв свой истинный облик, Зевс овладел Герой (это его обычный трюк в отношении девиц!), и униженной богине ничего не оставалось, как выйти за него замуж".

В общем, переход к патриархату совпадает с тем, что Небесный Бык "открепляется" от Небесной Коровы и уходит в автономное плавание. Поначалу он ведёт себя как подросток, вырвавшийся на свободу из-под родительской опеки. Он, как бык, прыгает и "покрывает" всё, что движется и шевелится, он становится отцом многочисленных отпрысков, но уму-разуму он научить их не может, потому что сам - тупой как сибирский валенок.

Общество без воровства.

"Общество характеризуется не только тем, что есть. Столь же важным может быть то, чего нет", - говорит Бернхард Брозиус. - "Так, [в Чатал-Хююке] отсутствуют указания на преступления, связанные с собственностью. Воровство как криминальное преступление археологически доказать невозможно, но можно обнаружить проявление особой формы воровства – ограбление могил. Такое ограбление встречается во всех культурах, в которых предметы имеют меновую стоимость (то есть, где измеряется рабочее время, необходимое для их изготовления), ценности эти неравномерно распределены в обществе, а в могилы мёртвых укладываются большие ценности, в то время как живые страдают от лишений. Никакие наказания, никакие самые жестокие формы казней, божественные проклятия, ожидание ужасных мук на том свете не мешали людям при этих обстоятельствах грабить могилы. Поэтому ограбление могил всегда присутствовало с самого начала классового общества. В обществах же, где продукты и изделия не имеют меновой стоимости, являясь исключительно предметами потребления, которые изготовляются и делятся среди тех, кому они нужны, но не обмениваются, всякий мотив для ограбления могил отпадает. В Чатал-Гююке не обнаружено ни единого примера ограбления могил, Меллаарт нашёл лишь нетронутые захоронения (Mellaart 1989: 23/1). Подобно мотиву для ограбления могил, отпадал и мотив для воровства вообще". 

В связи с этим возникают вопросы к т. наз. Варненскому могильнику. Этот некрополь в Варне датируют приблизительно 4600—4200 гг. до н. э. В некрополе особо отмечают могилу № 43: как говорит Википедия, "в ней, судя по всему, был захоронен исключительно богатый или влиятельный человек, возможно вождь или жрец. Захороненный мужчина был ростом около 170 см, умер в возрасте около 45 лет. Из одной только этой могилы было извлечено 990 золотых предметов общим весом более 1,5 кг, множество медных и каменных инструментов". 

Спрашивается, почему золото "вождя" не было разграблено? Насколько мне известно, там поблизости от некрополя до сих пор не обнаружено никакого поселения, которое бы по времени соответствовало захоронениям. Я уже высказывал своё предположение о том, что там мог быть своеобразный "город металлургов", и в погребении № 43 находились останки не вождя, а "золотых дел мастера". Золото в те времена мало чем отличалось от меди и использовалось при изготовлении всякого рода домашнего скарба. Известно, что в бронзовом веке Эгейского мира характерной принадлежностью взрослого мужчины становится кинжал, который клали с его владельцем в могилу. Может быть, и здесь побрякушки "золотых дел мастера" положили в могилу вместе с ним?