Е. Н. Панов на 188-й странице своего труда "Человек – созидатель и разрушитель: Эволюция поведения и социальной организации" (М.: Издательский Дом ЯСК, 2017) рассказывает о пещерной живописи:
"Пещера Шове с была открыта в 1994 г., позже, чем знаменитые Альтамира и Ласко на 115 и 54 лет, соответственно. Она оказалась грандиозным музеем первобытного искусства — 425 образцов графики и живописи, размещённых на высоченных стенах (18 м) залов и галерей общей длиной 800 м. Первые исследователи всего этого изобразительного богатства, изучив его сразу же после открытия пещеры, пришли к выводу, что оно было создано в ориньякский период, примерно 32 тысячи лет назад (Clottes et al. 1995).
Однако это заключение было встречено некоторыми археологами с явным неодобрением. Критики утверждали, что всё известное к тому времени о способности наших предков создавать реалистические изображения объектов внешнего мира на плоскости вопиёт против этих датировок.
Разумеется, эти возражения первоначально были чисто умозрительными, но именно они заставили учёных провести новое тщательное исследование с использованием всего арсенала новейших методов определения возраста артефактов. В итоге был сделан вывод, что гравированные изображения животных были нанесены на камень не раннее, чем 26 тысяч лет назад, в эпоху граветт, сменившую ориньяк примерно 27 тысяч лет назад (Combier, Jouve 2012). Иными словами, они оказались на 12 тысяч лет моложе, чем предполагалось сначала".
Странно это, странно это... Англоязычная Википедия противоречит профессору Панову: "Даты были предметом споров, но исследование, опубликованное в 2012 году, подтверждает отнесение искусства к ориньякскому периоду, приблизительно 32 000-30000 лет назад. Исследование, опубликованное в 2016 году с использованием дополнительных 88 радиоуглеродных данных, показало два периода обитания, один от 37 000 до 33 500 лет назад, а второй от 31 000 до 28 000 лет назад, причём большинство чёрных рисунков относятся к более раннему периоду".