16 апреля 2025

О вождях культуры Варна.

Википедия сообщает, что в могиле №43 Варненского могильника "судя по всему, был захоронен исключительно богатый или влиятельный человек, возможно вождь или жрец" (Источник).


Помнится, я спорил с Википедией и говорил, что это никакой не вождь, а кузнец. Я исходил из того, что в староевропейских общинах Гумельницкой культуры (
а культура Варна является локальным вариантом культуры Гумельницкой) не было вождей и вождеств, не было "вертикали власти"; это было эгалитарное общество. Но оказалось, что я был неправ. Признаю свою ошибку; лежачего не бьют.

Харальд Хаарман рассказывает об интенсивных торговых отношениях Старой Европы со Степью. "Для людей из Степи представлялись два варианта, чтобы обеспечить преимущества, предлагаемые движением товаров из Старой Европы в долгосрочной перспективе. Один из них заключался в интенсификации социальных отношений с земледельцами. Альтернативой был политический контроль над движением товаров и торговыми путями, по которым передавались товары и технологические знания. Этот курс был выбран небольшими группами степных кочевников, которые утвердились в качестве элиты среди староевропейцев в пограничном регионе".

Фесмофории.

Х. Хаарман говорит, что древнегреческом образе Деметры сохранились черты Великой Богини Старой Европы. Согласно мифической традиции, "светловолосая Деметра" (греч. ksanthe Demeter; "Илиада" V, 500) хотела оставаться независимой и не иметь ничего общего с богами Олимпа. Это, очевидно, указывает на её догреческое происхождение.

Древнейшим и важнейшим центром её культа был Элевсин. Замечание в "гимне Деметре" (2, 273-274), согласно которому ритуалы были организованы не людьми, а самой богиней, и, таким образом, были только продолжены греками, можно интерпретировать как указание на большую древность культа Деметры. Эти ритуалы "чрезвычайной древности" (Burkert 1985: 13), включая один, значение которого, даже по мнению греков классического периода, терялось в тумане доисторических времён: трёхдневный праздник, называемый Фесмофорией, который проводился в месяце Боэдромион (соответствующем сентябрю/октябрю) сразу после Великих мистерий Деметры. 

Геродот утверждает, что этот обряд был введён в Греции для пеласгийских женщин дочерьми Даная, мифического царя Ливии. Геродот также утверждает, что знания о Фесмофориях были почти утрачены после этнической чистки пеласгов дорийцами на Пелопоннесе. Он приписывает сохранение этой практики аркадийцам, которые пережили чистку.