Х. Хаарман говорит, что древнегреческом образе Деметры сохранились черты Великой Богини Старой Европы. Согласно мифической традиции, "светловолосая Деметра" (греч. ksanthe Demeter; "Илиада" V, 500) хотела оставаться независимой и не иметь ничего общего с богами Олимпа. Это, очевидно, указывает на её догреческое происхождение.
Древнейшим и важнейшим центром её культа был Элевсин. Замечание в "гимне Деметре" (2, 273-274), согласно которому ритуалы были организованы не людьми, а самой богиней, и, таким образом, были только продолжены греками, можно интерпретировать как указание на большую древность культа Деметры. Эти ритуалы "чрезвычайной древности" (Burkert 1985: 13), включая один, значение которого, даже по мнению греков классического периода, терялось в тумане доисторических времён: трёхдневный праздник, называемый Фесмофорией, который проводился в месяце Боэдромион (соответствующем сентябрю/октябрю) сразу после Великих мистерий Деметры.
Геродот утверждает, что этот обряд был введён в Греции для пеласгийских женщин дочерьми Даная, мифического царя Ливии. Геродот также утверждает, что знания о Фесмофориях были почти утрачены после этнической чистки пеласгов дорийцами на Пелопоннесе. Он приписывает сохранение этой практики аркадийцам, которые пережили чистку.
Типичный для Фесмофорий обряд жертвоприношения молодых свиней уже современникам казался непонятным (Giebel 1990: 33). Это был обычай смешивать гнилое мясо жертвенных животных — поросят, туши которых месяцами лежали в ямах — с зерном и разбрасывать его по ритуально обработанному полю. Очевидно, здесь в некоей окаменелой форме сохранились идеи неолитического аграрного общества. Ямы, в которых лежали жертвенные животные перед церемонией, сохранились в святилище Деметры в Элевсине (Clinton 1993: 114).
Интересно. Очень интересно...
На Крите имеются т. наз. кулуры — круглые ямы с каменными стенами. Эти ямы всегда находили на территории крупных поселений, в том числе в Западном дворе Кносса и Верхнем дворе Феста.
![]() |
Кносс, западный двор и кулуры. |
Артур Эванс, первооткрыватель этих ям, предположил, что они были мусорными ямами из-за отсутствия цементных стен, предотвращающих просачивание воды. Для цистерн-водохранилищ и зернохранилищ они явно не годятся, а вот для туш забитых поросят — вполне годятся.
Ранее я говорил о том, что в кносском ритуальном комплексе проводились совместные трапезы, участники которых, вероятно, пили вино, так как сохранилась одноразовая посуда и всё такое. А теперь, кажется, нашлось и подтверждение того, что минойские критяне "причащались" не только вином, но и свининой.
Согласно схолиасту Лукиану, во время Фесмофорий свиней приносили в жертву, а их останки складывали в ямы, называемые мегарами. Неизвестно, как долго останки свиней оставались в мегаре. Тот факт, что к моменту извлечения они разложились, говорит о том, что они находились в ямах какое-то время. Возможно, их бросали туда во время одного из праздников, а извлекли на следующий год. «Выносильщицы» — женщины, которые должны были провести три дня в состоянии ритуальной чистоты, прежде чем спуститься в мегару, — доставали из ям гниющие останки этих жертв. Их клали на алтари Персефоны и Деметры вместе с пирожками, испечёнными в форме змей и фаллосов. Затем эти останки разбрасывали по полям во время посева семян, полагая, что это обеспечит хороший урожай. По словам Уолтера Буркертса, эта практика была «самым ярким примером греческой религии аграрной магии».
Х. Хаарман далее говорит, что ритуал жертвоприношения свиней был зарезервирован исключительно для замужних женщин, и только женщины принимали участие в собрании, где они обменивались новостями и выражали общинную солидарность. Встреча длилась 5 дней, в течение которых участники постились. Единственной пищей, которую им разрешалось есть, были зёрна граната, употребление которых было категорически запрещено на других религиозных праздниках. Для совершения обряда и устройства пира в каждом деме выбирались по две из наиболее зажиточных и уважаемых женщин, на средства которых относились все расходы по устройству праздника. В пятый день устраивался весёлый пир, с играми и плясками.
Я полагаю, что на этом пиру как раз и поедались свиньи, принесённые в жертву, а в ямы-кулуры (или мегары) сбрасывались лишь потроха да объедки. Иначе это было бы слишком разорительно для аристократок, которые предлагали свои личные финансовые ресурсы (или, может быть, ресурсы своих мужей?) для проведения Фесмофорий. В таком случае, Артур Эванс был прав, полагая, что кулуры были мусорными ямами. Очевидно, в своё время над ними имелись каменные крышки, чтобы не распространялся неприятный запах от гниющего мяса.
Ну и, здесь невозможно не заметить сходство с потлачами у индейских племён. Смысл разорительных потлачей, как я понимаю, состоял в том, чтобы не дать возможности чрезвычайного накопления богатства в одних руках. Регулярное проведение потлачей поддерживало эгалитарное состояние общества и предотвращало появление такой аристократии, которая жрёт и пьёт "в одно горло" и ни с кем не делится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий