"Уничтожение среды - результат хозяйственной, а правильней сказать,
результат бесхозяйственной деятельности человека и, стало быть,
результат однобоко развивающейся цивилизации, давно отказавшейся от
услуг здравого смысла. Цивилизация сегодня - это индустрия обслуживания
общества наркоманов, аппетиты которого растут по мере одурманивания.
Культура, этика, нравственность - всё приняло подчинённую
всепоглощающей страсти роль, всё стало предметом купли и продажи.
Общество потребления превратилось в общество поглощения невосполняемых
или трудновосполняемых природных ресурсов, с одной стороны, и обществом
извращения своих моральных устоев - с другой. Конституции, права
человека, утончённые законы - что толку от всей этой демократической
бижутерии, если попирается право будущих поколений на существование в
мире, который мы присвоили только себе и дотрёпываем его с
безжалостностью безумца!
Только чудаки, которых никто не слышит, говорят сейчас о необходимости распределения ресурсов во времени; только блаженные от нищеты духа, по общему мнению,
продолжают твердить о равных правах на жизнь одинаково как человека, так
и всякой земной твари, волею эволюции и обстоятельств оказавшейся в
зависимости от человека. Буддизм, пожалуй, больше, чем другие религии,
обращает внимание на эти равные права, на эту «жизненную демократию» и
учит обережению и даже поклонению дереву, воде, камню и траве, но и
буддизм не сумел предостеречь человека от его инквизиторской роли по
отношению к своему окружению. Мы вынуждены сегодня с удивлением, печалью
и умилением оглядываться на доносящиеся сквозь века языческие верования
наших предков, в темноте своей чутко понимавших взаимосвязь всего со
всем и единокровность земного мира; философия предка, порождённая теплом
и авторитетом создавшей его земли, мало расходилась с практикой, - и
сколько бы ни казалась она нам сейчас примитивной или наивной, она
обещала на веки вечные мир, а не войну, согласие, а не разбой в
отношениях между человеком и природой. Маловразумительное существо,
каковым с высоты времён представляется нам предок, было умнее, добрее и
выгадливее, чем существо высокоорганизованное и высокоразвитое, какими
мы себя считаем, употребившее свой разум на тотальное уничтожение
пастбищ, с которых оно кормится. Если это разум, так что же такое
безумие?!
Ещё сто лет назад эвенк на берегу Байкала творил
молитву, перед тем как срубить дерево для получения тепла, прося
прощения за погубленную жизнь. Русские в низовьях Индигирки возле
Ледовитого океана всего только 15-20 лет назад всей общиной шли
приветствовать вскрывшуюся ото льда реку и подносили подарки, задабривая
таким образом свою благодетельницу. У человека цивилизованного ничего подобного не осталось
даже и в легендах. И лес, и вода превратились для него в сырьё,
животворную силу которого он видит лишь сквозь очки выгоды. Величие и
высоту своих ценностей человечество разменяло в азартной игре, страсть к
ней становится фатальной, и ставки стремительно приближаются к тому,
чтобы разыграть последнее - быть или не быть ему на грешной земле. Где
тот дикарь, что падал на колени перед источником, благодаря небо и землю
за спасительную влагу и видя в ней знак особой избранности и
благословенности места, имеющего этот источник? Разве мы, пытающиеся
спасти себя, втайне не тоскуем по этому дикарю, перед которым на началах
его психологии и взглядов на мир открывались великие возможности
оплодотворения будущего? Как, должно быть, радовалась его шагу земля,
носящая его, и с каким вниманием вслушивалась она в голос его
благодарений и клятв!