03 апреля 2022

«Жизненная демократия» или всеобщая погибель?

"Уничтожение среды - результат хозяйственной, а правильней сказать, результат бесхозяйственной деятельности человека и, стало быть, результат однобоко развивающейся цивилизации, давно отказавшейся от услуг здравого смысла. Цивилизация сегодня - это индустрия обслуживания общества наркоманов, аппетиты которого растут по мере одурманивания. Культура, этика, нравственность - всё приняло подчинённую всепоглощающей страсти роль, всё стало предметом купли и продажи. Общество потребления превратилось в общество поглощения невосполняемых или трудновосполняемых природных ресурсов, с одной стороны, и обществом извращения своих моральных устоев - с другой. Конституции, права человека, утончённые законы - что толку от всей этой демократической бижутерии, если попирается право будущих поколений на существование в мире, который мы присвоили только себе и дотрёпываем его с безжалостностью безумца!

Только чудаки, которых никто не слышит, говорят сейчас о необходимости распределения ресурсов во времени; только блаженные от нищеты духа, по общему мнению, продолжают твердить о равных правах на жизнь одинаково как человека, так и всякой земной твари, волею эволюции и обстоятельств оказавшейся в зависимости от человека. Буддизм, пожалуй, больше, чем другие религии, обращает внимание на эти равные права, на эту «жизненную демократию» и учит обережению и даже поклонению дереву, воде, камню и траве, но и буддизм не сумел предостеречь человека от его инквизиторской роли по отношению к своему окружению. Мы вынуждены сегодня с удивлением, печалью и умилением оглядываться на доносящиеся сквозь века языческие верования наших предков, в темноте своей чутко понимавших взаимосвязь всего со всем и единокровность земного мира; философия предка, порождённая теплом и авторитетом создавшей его земли, мало расходилась с практикой, - и сколько бы ни казалась она нам сейчас примитивной или наивной, она обещала на веки вечные мир, а не войну, согласие, а не разбой в отношениях между человеком и природой. Маловразумительное существо, каковым с высоты времён представляется нам предок, было умнее, добрее и выгадливее, чем существо высокоорганизованное и высокоразвитое, какими мы себя считаем, употребившее свой разум на тотальное уничтожение пастбищ, с которых оно кормится. Если это разум, так что же такое безумие?!

Ещё сто лет назад эвенк на берегу Байкала творил молитву, перед тем как срубить дерево для получения тепла, прося прощения за погубленную жизнь. Русские в низовьях Индигирки возле Ледовитого океана всего только 15-20 лет назад всей общиной шли приветствовать вскрывшуюся ото льда реку и подносили подарки, задабривая таким образом свою благодетельницу.
У человека цивилизованного ничего подобного не осталось даже и в легендах. И лес, и вода превратились для него в сырьё, животворную силу которого он видит лишь сквозь очки выгоды. Величие и высоту своих ценностей человечество разменяло в азартной игре, страсть к ней становится фатальной, и ставки стремительно приближаются к тому, чтобы разыграть последнее - быть или не быть ему на грешной земле. Где тот дикарь, что падал на колени перед источником, благодаря небо и землю за спасительную влагу и видя в ней знак особой избранности и благословенности места, имеющего этот источник? Разве мы, пытающиеся спасти себя, втайне не тоскуем по этому дикарю, перед которым на началах его психологии и взглядов на мир открывались великие возможности оплодотворения будущего? Как, должно быть, радовалась его шагу земля, носящая его, и с каким вниманием вслушивалась она в голос его благодарений и клятв! 

Любовь к жизни.

Франциск Ассизский представляет собой чрезвычайно симпатичный образ католической святости. В него нельзя не влюбиться.

Св. Франциск Ассизский проповедует птицам

Он понимал Евангелие буквально. И если в Евангелии сказано Христом: «проповедуйте Евангелие всей твари», Франциск, ничтоже сумняшеся, проповедовал "благую весть" всем животным и птицам. У него все были "братьями" во Христе: и "брат" волк, и птички-"сестрички", и даже огонь он называл своим "братом" и не торопился залить водой тлеющий рукав своего подрясника, - пусть "брат" ещё немного поживёт...

Просто удивительное и поразительное благоговение перед чудом Жизни! Св. Франциск Ассизский похож на какого-то инопланетянина, который десятки или даже сотни лет летел в безжизненном космическом пространстве, прежде чем он оказался на Земле. Помню, в детстве я читал какой-то фантастический рассказ про марсианина, который прибыл на Землю и жил на нашей планете "инкогнито". Его "вычислили" по тому, как он мыл свои руки в ванной комнате: марсианин пускал очень тонкую струйку воды, потому что на Марсе воды очень мало и он привык относиться к ней как к величайшей ценности. 

Да, я считаю, что подлинная святость неразрывно связана с обретением т. наз. "космического сознания", когда человек преодолевает и рвёт все свои кровно-родственные, "местечковые", национальные связи и смотрит на мир как бы с высоты птичьего полёта, или даже ещё выше, глядя на Землю из космоса, "глазами Бога".

О евгенических "механизмах" матриархальных обществ.

"В эпоху раннего неолита (как, например, Чатал-Гуюк), очевидно, в процентном отношении было больше женщин, чем мужчин (это подтверждают раскопки)" (Источник).

Ну, такое вполне возможно, хотя и очень-очень труднодоказуемо. И к матриархату это имеет весьма условное отношение. Дело в том, что матриархат - это особого рода менталитет и вытекающий из него образ жизни, матриархат - он "в головах", а не в количестве лошадиных женских сил. В данном отношении весьма показательным является народность тода, проживающая в Голубых горах Индии. У тода на 20 девочек рождается 100 мальчиков. Как они это делают, никто не знает. Матриархат у тода (точнее его остатки) соответствует переднеазиатскому матриархату. Возможно, в древности этот удивительный "фокус" могли делать и женщины субареев (культура Убейд). Так что, по большому счёту, матриархат никак не зависит от численного преобладания женщин; матриархальные отношения зафиксированы и в тех обществах, где женщины остаются в меньшинстве.

Да, но если всё же допустить, что Источник прав, и в обществе Чатал-Хююка мужчин действительно было меньше женщин? Интересно, каков был "механизм", обеспечивающий численное преобладание женского пола?

На сегодняшний день это является твёрдо установленным фактом, что таврокатапсии проводились не только на Крите, но и в Анатолии и на всём Ближнем Востоке (по меньшей мере). Но мы не знаем, каков процент акробатов, прыгавших через быков, оказывались на бычьих рогах.

Фреска Кносского дворца (Археологический музей Ираклиона)

С другой стороны известно, что в архаических обществах не все мальчики благополучно проходят обряд инициации. Некоторые при этом погибают. И вот архиважный вопрос: почему погибают именно они, а не другие? По-моему, этот вопрос даже и не ставился учёными этнографами из-за крайней сложности ответа на него. Мало того, что сами обряды проводятся в тайне от непосвящённых, так ещё все члены общества убеждены в том, будто посвящаемых мальчиков проводят через огонь, воду и медные трубы не люди, а духи.