Ян Ассман (Assman - как можно жить с такой фамилией?!) пишет:
"Мы можем смело утверждать, что из всех стран тогдашнегомира Египет имел наибольшую плотность храмовой застройки — и, следовательно, самую высокую численность божественного «населения». <...> «Образ неба» (imago caeli), «храм всего мира» (mundi totiiis templum) — такими словами один поздний, написанный на латинском языке текст из «Герметического свода» восхваляет Египет как земную обитель богов".
Храм Исиды на острове Филе, построенный Хеперкара Нехтнебеф (Нектанебом I) — фараоном из XXX династии Позднего царства Древнего Египта. IV век до н. э.
"Наделяя мир смыслом, фараон тем самым противостоит гравитации истории, которая есть процесс отчуждения смысла" (Ян Ассман).
Ну, и я тоже стараюсь, в меру своих сил и способностей. Потому что, как сказал Карл Юнг, человек, видящий смысл в своей жизни, способен преодолеть невероятные трудности, а человек, сознающий себя клоуном в театре абсурда, может споткнуться на ровном месте и больше не встать.
Нет, мне не нравится этот "театр абсурда" с его бесконечно-бессмысленными "мыльными операми". Я просто игнорирую весь этот "театр". Стараюсь ничего не писать на злободневные "театральные" темы.
Очень интересно Ян Ассман пишет про царей в своей монографии "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации" (М: Присцельс, 1999). Он приводит один древнеегипетский текст, который описывает роль царя в мироздании:
"Ра утвердил царя на земле живущих на срок вечности и бесконечности; он (царь) вершит суд между людьми и умиротворяет богов, творит Маат и уничтожает Исефет. Он (царь) даёт жертвы богам и пищу «просветлённым» умершим".
И далее Ян Ассман комментирует сей текст:
"Слово Маат(женского рода) передаёт идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, идею смысла творения, той формы, которую оно должно было обрести по мысли Бога-Творца. Этому смыслу мир в его «нынешнем» виде уже не соответствует. Отклонение от первоначально задуманного смысла обнаруживает себя в феномене «изъяна», по-египетски Исефет. Болезнь, смерть, бедность, несправедливость, ложь, разбой, насилие, война, вражда — всё это изъяны мира, который, вследствие утери первоначальной полноты смысла, впал в состояние беспорядка. Смысл творения заключается в изобилии. Там, где есть изобилие, царят порядок и справедливость. Там, где все обеспечены, нет угнетённых, ни один человек не совершает насилия над себе подобным, никто не должен страдать. Страдание, бедность, несправедливость, преступление, мятеж, война и т.д. в глазах египтян не имеют никакого смысла — а, наоборот, суть симптомы отчуждения смысла, обессмысливания мира (который, по мере своего развития, всё более удаляется от собственных истоков). Египтянин, если воспользоваться словами Мирча Элиаде, сказанными в отношении архаического человека, «лишь с трудом переносил историю». Он видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат — первозданную полноту смысла, проявляющуюся в изобилии и справедливости. Все его силы были направленены на то чтобы, оценивая мир в обратной исторической перспективе, обрести изначальную полноту смысла и воплотить её в действие.
Такого рода действие считалось прерогативой царя. Вообще царь обладал монополией на всякое действие, но частично делегировал эти свои всеобъемлющие полномочия другим лицам, жрецам и чиновникам, — в итоге практически всё население Египта так или иначе вносило свой вклад в общее дело претворения Маат в действительность.
Поскольку первозданный порядок сакрален, а «полнота» («изобилие») понимается как спасительное благо, усилия царя его соработников, направленные на восстановление этого порядка, являются религиозной, а не просто рсставрационной деятельностью. Поэтому египетское представление о религии всамом обшем смысле можно выразить формулой «творить Маат»".
И тут мне вспомнился старый советский мультик "Вовка в Тридевятом царстве". Вовка пришёл в Тридевятое царство, а там царь забор красит. И он спрашивает у царя: "А Вы зачем забор красите? Вы же царь! Вам же полагается ничего не делать!" И потом, усевшись на трон царя, говорит: "Нет, ничего Вы не понимаете в царской жизни. Царь — это: "хочешь - пирожное! хочешь - мороженое!", — а-ха-ха, а он заборы красит...".