"У большинства эскимосов жилище принадлежало женщине. У некоторых эскимосских групп женщины были собственниками умиаков — больших китобойных и транспортных лодок. На западном побережье Аляски, где китобойный промысел был особенно развит, умиак был решающим средством производства, и владение им имело исключительное значение. На охоте и в военных походах рулевым умиака, т. е. главой китобойной или военной команды был муж женщины — владелицы умиака. У эскимосов Юкона и Кускоквима в ведении жены находились все запасы продовольствия. Муж в большинстве случаев не решался ничего продать без согласия жены. Основным занятием мужчины являлась охота, а женщины — домашнее хозяйство. В то же время рыбная ловля на Юконе и Кускоквиме и в Западной Гренландии была делом только женщин, ведших летом сетевой лов нельм и сигов. У эскимосов-иглулик женщины также часто ловили рыбу (особенно лососей), но только крючками; сетями ловили лишь мужчины. Во многих районах женщины нередко бывали искусными охотниками на лисиц, птиц и другую мелкую дичь. Женщины часто участвовали в охоте на карибу как загонщики. Большое значение придавалось магическим заклинаниям и обрядам женщин для обеспечения мужчине успеха на охоте.
О положении эскимосской женщины в семье в конце XIX в. американский путешественник Дж. Мёрдох, побывавший у эскимосов мыса Барроу (северное побережье Аляски), пишет следующее: «Женщины находятся на совершенно равной ноге с мужчинами как в семье, так и в общине. Жена является постоянным и доверенным товарищем мужчины во всём, кроме охоты, и её мнение спрашивают при каждой торговой сделке или другом важном деле». Не только у описанных Дж. Мёрдохом, но и у всех эскимосов отношения между мужчинами и женщинами в семье характеризовались товарищеским уважением и равноправием. При решении семейных дел женщины имели равный голос с мужчинами. В семье женщины, особенно старые, пользовались значительным авторитетом. При приёме гостей женщины обычно активно участвовали в разговоре и часто направляли беседу. У эскимосов Баффинова залива при встрече с чужестранцами было безразлично, кто кого представит — муж жену или жена мужа. По свидетельству В. Тальбицера, в Гренландии независимость и права женщины значительно увеличивались после рождения детей".(Из монографии Л. А. Файнберг "Общественный строй эскимосов и алеутов", с. 186-196).