03 февраля 2026

Р. Бриффо о матрилокальных браках в Индии.

В Индии, в горах Ассама, живут различные племена, которые сохранили до наших дней примитивную социальную организацию и до сих пор воздвигают большие стоячие камни, подобные менгирам Бретани, над своими умершими.

Менгиры в Индии.

В доме синтегов вы найдёте старуху, которая является бабушкой, или даже, возможно, прабабушкой семьи, вместе со своими внуками и правнуками; но мужья дочерей там не присутствуют. Они навещают своих жён только по ночам. У кхаси муж не берёт свою невесту в свой дом, а входит в её дом или посещает его изредка. В некоторых племенах кхаси мужья поселяются со своими жёнами, которые остаются под одной крышей со своими матерями и бабушками. Бабушку называют «молодой бабушкой», чтобы отличить её от «древней бабушки», которая является прародительницей семьи и её богиней-покровительницей. Всё, что мужчина зарабатывает до женитьбы, идёт его матери, после женитьбы его заработок переходит в семью его жены.

Имущество передаётся от матери к дочери, но, как ни странно, львиную долю, а в одном племени и всю, получает младшая, а не старшая дочь. Материнский клан, который таким образом составляет социальные единицы этих народов, называется «Махари», то есть «Материнство». Их социальная организация, — говорит сэр Чарльз Лайалл, — представляет собой один из самых совершенных примеров до сих пор сохранившихся матриархальных институтов. Мать не только является главой семьи: в стране Синтег она является единственной владелицей недвижимости, и только через неё передаётся наследство. Отец не имеет родства со своими детьми, которые принадлежат к клану своей матери.