Ф. Ф. Зелинский говорит, что в Древней Греции прорицателей, получивших свой дар от горных нимф, называли "нимфолептами".
Клод Мишель Клодион. Нимфа |
Очевидно, здесь речь идёт о своего рода одержимости, или, по крайней мере, медиумизме, то есть способности вступать в контакт с духами и говорить от их лица.
Под этим углом зрения можно взглянуть и на муз. По сути, музы — это те же нимфы, "маленькие" богини, которые вдохновляют талантливых людей на определённый род деятельности в искусстве и науке.
Ф. Ф. Зелинский пишет:
"Горных нимф в их физическом значении мы называем «ореадами» (от oros «гора»); но как вдохновительницы поэтов они удержали более древнее имя, родственное с латинским mons — имя Муза. Музы покровительствовали всему умственному труду человека — amusos называли того, кто к нему был неспособен: «да не доведётся мне жить среди амусии», молился некогда Еврипид. Они покровительствовали ему с первых же неуверенных шагов ребёнка на его поприще, с уроков грамоты: в классной комнате стоял обязательно кумир Музы, со своим свитком или складнем в руке она была в глазах малыша как бы образцом того трудного искусства, которому его обучали. И неудивительно, что своё первое достижение он посвящал именно ей, что он первым делом учился... склонять её священное имя: Musa, Muses в греческой грамматике, Musa, Musae в латинской были примерами «первого склонения» (и вот, если это кого интересует, почему грамматика стала самой рыцарской из всех наук, отводя своё «первое» склонение женским именам и лишь «второе» — мужским).
Вырастет мальчик, посвятит себя умственному труду — Музы и подавно станут его покровительницами. О поэтах это известно всем; в хорошую пору античной религии они исправно перед проявлением своего искусства молились Музам — в новейшее время их некогда живое имя стало лишь классическим привидением. К ним приобщали и другие радостные божества — Аполлона, Гермеса, Палладу (последнюю, отождествив со своей Минервой, специально римляне), — но главное место принадлежит всё-таки Музам. И не в одной только поэзии — «музыка» унаследовала их имя, и обе они вместе с пляской стали называться «мусическими» искусствами, в отличие от изобразительных, развившихся из ремёсел. А когда Птолемей Сотер в III в. до Р. X. основал в Александрии первую в истории академию наук — он вполне правильно назвал её Museion, каковое имя в суженном значении поныне сохраняет «музей»."
Выходит так, что все люди, занимающиеся «мусическими» искусствами, все поэты и учёные, являются, в той или иной степени, "людьми Муз". И здесь, наверно, следует провести параллель с шаманами: как шаманы являются "избранниками духов", так и люди, посвятившие себя умственному труду, являются "избранниками нимф-муз". Кажется, и я в детстве чем-то приглянулся музам и попал в число их избранников.