23 января 2022

R1b: через Кавказ и Сев. Африку — в Иберию?

И. Б. Губанов в статье "Локализация прародины и миграционные потоки западных и восточных индоевропейцев" пишет:

ндоевропейцы были скотоводами, жившими патрилокальными расширенными семьями. В патрилокальных расширенных семьях сыновья со своими жёнами живут под одним кровом со своим отцом (традиция сохранилась в средневековой Исландии, на Балканах в XIX в. и проч.). Реконструируется древний индоевропейский термин для обозначения всемогущего патриарха – главы патрилокальной расширенной семьи, владыки дома и отца женатых сыновей. Он именовался *potis, и отеческая власть его, вероятно, была безгранична. Женщины в патриархальных агнотических кланах индоевропейцев были, судя по всему, фактически бесправны. Нередко, видимо, жёны сыновей подвергались сексуальному насилию патриарха-отца, который считал их полной своей собственностью".

Этот арийский *potis напомнил мне еврейский поц. Интересно, это случайное совпадение, или в этом что-то есть?

Автор задаётся вопросом, в каком месте индоевропейцы "набухали", прежде чем они ломанулись грабить Старую Европу. И указывает на Майкопскую культуру на Кавказе. 


Надо сказать, что Майкопская культура имеет ближневосточные "корни". В настоящее время наиболее признанной является теория исхода на Кавказ населения с убейдо-урукскими традициями с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии. Очевидно, Майкопская культура представляла собой северный "форпост" неолитических земледельческих культур, и в этом отношении она имела сходство с аналогичными культурами Триполья и Маргианы. И, очевидно, она явилась первой жертвой арийской экспансии. 

Как юкагиры отунгусились.

По мнению участника Северной экспедиции (в 1969—1970 годах) Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР В. А. Туголукова, тунгусы [1] оказали глубокое влияние на материальную и духовную культуру юкагиров, их образ жизни. Именно под воздействием тунгусов у юкагиров состоялся отход от матрилокального брака.

юкагиры
 
юкагиры

---------------------------------------------------------------------

[1] Термин тунгусы В. А. Туголуков использовал как собирательный, обозначающий родственные тунгусо-маньчжурские народы — эвенов и эвенков.

Роль экзогамии в процессе превращения обезьяны в человека.

Этнограф А.М. Золотарёв подчёркивал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения, что идея непристойности браков между близкими родственниками чрезвычайно велика и представляет собой первую попытку осознания единства человеческой группы, укрепляет социальные связи внутри общины, цементирует её моральное единство, обеспечивает мир внутри неё, учит взаимопомощи и взаимной защите, содействует подчинению личных интересов интересам общественным [Файнберг Л.А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество: Основные проблемы развития. М.: Наука, 1975. С. 55-56].


Очевидно, альфа-самцы в обезьяньем стаде считали "иноагентами" тех своих сородичей, которые "топили" за экзогамные отношения. И, наверно, множество "агентов" погибло от рук разъярённых "альфачей", прежде чем экзогамия стала нормой отношений в первобытном человеческом обществе.  

О миротворческой роли женщин в архаических обществах.

Елена Викторовна Фадеева в статье "Женщина "между миром и конфликтом" у коренных народов Нижнего Амура и Сахалина в конце XIX – начале XX вв." пишет:

"У многих коренных жителей Амура и Сахалина считалось, что только дядя по матери, а также её двоюродные братья и сёстры могли выручить племянника из любой беды, в какую бы он ни попал. Когда гусин и эукэн (тётка, двоюродная сестра матери) оставляли племянника в своём доме, укрывали его, то чужие люди уже не могли убить его без отягчающих обстоятельств, так как в этом случае их преступление становилось ещё более тяжким. По этой причине противники никогда не преследовали врага в доме брата или сестры его матери. Можно было только прийти в дом дяди или тёти виновного, чтобы вести мирные переговоры для выяснения всех сложившихся обстоятельств [Архив МАЭ РАН. Ф. 5. Фонд А.Н. и Н.А. Липских. Оп.4. Д. 32. Л. 4].

Привилегированное положение мужчин и женщин материнского рода по отношению к детям своих сестёр объяснялось матрилокальными связями. Покушение на родственников по материнской линии неминуемо вовлекало в конфликт ещё и материнский род. Одному роду было не под силу справиться с двумя-тремя другими союзными родами, поэтому освобождение преступника родственниками с материнской стороны обычно разрешалось мирным путём и не вызывало каких-либо осложнений [Архив МАЭ РАН. Ф.5. Фонд А.Н. и Н.А. Липских. Оп.4. Д.32. Л.4]."

Очень интересные подробности Е. В. Фадеева сообщает об обычае кровной мести. 

"В случае убийства сородичей действовал закон «око за око, зуб за зуб»: убивали столько же соплеменников убийцы, сколько было уничтожено в пострадавшем роде. «Опасность одному человеку – опасность всему роду, всему народу», - считали удэгейцы. Род виновного принимал все меры, чтобы защитить сородича, а род погибшего клялся отомстить обидчику. По неписаному закону полагалось убить лучшего человека из виновного рода в возрасте от 15 до 30 лет. Если воюющий род был малочисленным, к нему на помощь приходили родственники по женской линии. Мстители надевали праздничные халаты навыворот, обувь и головные уборы, брали копья, луки, стрелы, ножи, так как для осуществления кровной мести огнестрельное оружие применять запрещалось, и шли к поселению вражеского рода, где готовились к отражению неприятеля.

Чтобы нападающие не застали врасплох, женщины, старики и дети несли караул. С палками они ходили вокруг стойбища, прочёсывали кусты, а, обнаружив неприятеля, били его палкой по спине, прогоняя прочь от стойбища. Обнаруженный неприятель покорно переносил удары и удалялся, не оказывая сопротивления, потому что женщины, старики и дети считались неприкосновенными во время кровной мести. При межродовых войнах женщину тронуть или применить по отношению к ней физическое воздействие, обругать её или оскорбить, было тяжким преступлением. Охрана стойбища продолжалась до тех пор, пока осаждавшие не съедали продовольствие и не выпивали воду, принесённые с собой, поскольку обычай не позволял пользоваться водой, рыбачить и охотиться на территории обороняющихся". 

Я думаю: насколько же традиционные общества выглядят более цивилизованными даже во время войны, чем современное общество! 

Руины Дрездена после бомбардировки, 1945 год.

О "гостевых" браках в Японии периода Дзёмон.

Д. А. Суровень в статье "Брак в древнеяпонском праве" говорит, что в I–III вв. н. э. (время появления первых политических образований в виде общин государств), по сообщению китайских источников, «по обычаю государственные вельможи все  имели 4–5 жён, [некоторые] бедные дворы по 2–3 жены». Такая ситуация сохранялась в период Ямато (IV–VII вв.). Китайский источник «Нань-ши» сообщает: «Там более женщин, нежели мужчин. Знатные имеют по четыре и по пяти жён, а низшие по две и по три. Жёны не похотливы и не ревнивы».

А как же жили бедные японские мужчины? Ведь бедняку не под силу содержать две или три жены. Ему оставалось лишь петь мечтательно: 

"Если б я был султан, я б имел трёх жен,
И тройной красотой был бы окружён.
Но с другой стороны, при таких делах,
Столько бед и забот, ах, спаси аллах!"

Д. А. Суровень пишет: "Несмотря на победу патриархального начала в целом, в обществе Ямато в быту доживали век элементы матрилокального брака". И далее: "Термин ёбаму (саёбаму) в древней Японии обозначал широко распространённый древний обычай посещения мужем своей жены в доме её родителей". Здесь имеется в виду так называемый "гостевой брак", весьма характерный для матриархальных обществ. Муж проживал всесте со своей маминькой, но при этом иногда посещал свою жену (как правило, по ночам). Хозяйства мужа и жены велись раздельно, но при этом от мужа ожидались небольшие подарки при каждом визите. Поскольку у мужа и жены, живших раздельно, не было возможности следить за супружеской верностью, у жены могло быть несколько мужей, которые посещали её по очереди. Также и мужчина мог иметь несколько жён. Позднее, при укреплении патриархальной "вертикали власти" и разделении мужчин на "тузов" и "шестёрок", "тузы"-султаны заимели свои гаремы жён. Соответственно, полигиния стала процветать, а полиандрия постепенно исчезла. 

Артемисия - адмирал в юбке.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 327 и сл.) упоминает правительницу Галикарнаса Артемисию. Википедия сообщает, что имя Артемисия является женской формой имени Артемисий (Ἀρτεμίσιος) и происходит от имени богини Артемиды (Ἄρτεμῐς +‎ -ῐ́ᾱ). Согласно Геродоту, отцом Артемисии был Лигдамид I из Галикарнаса, а мать была родом с Крита. "По отцовской линии она происходила из Галикарнаса, по материнской — с Крита, - пишет Бахофен. - Здесь мы вновь наблюдаем связь карийского материнского права с критским: ведь изначально карийцы сами владели Критом (Фукидид, История, I, 8; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, V, 60 и 84; Геродот, История, I, 171; Помпоний Мела, География, I, 16)". 

"Имя Артемисия играет выдающуюся роль в карийской истории, - продолжает Бахофен. - Оно приобрело известность благодаря мужеству, решительности и глубине ума носившей его царицы, которая добровольно сопровождала Ксеркса в его карательном походе против Афин. Она отговаривала его от морского сражения при Саламине, а после битвы ускользнула от преследовавшего её Аминия и невредимыми доставила в Эфес царских детей (Геродот, VII, 99). И эта Артемисия также правила после смерти своего мужа при своём малолетнем сыне". 

"Когда её сын Писинделид был ещё мал, сопровождала Ксеркса I в его походе на Грецию. Командовала отрядом из своих собственных пяти кораблей, а также кораблей Нисира, Коса и Калидны. Согласно Геродоту, эти корабли после сидонских были лучшими в персидском флоте. Воевала с греками в битве при Артемисии. Артемисия прославилась в истории благодаря своему участию в битве при Саламине, согласно Геродоту отличалась полезными советами, которые давала персидскому царю, мужеством и решительностью, была в наибольшем почёте у Ксеркса среди всех союзников", - сообщает Википедия.