Д. А. Суровень в статье "Брак в древнеяпонском праве" говорит, что в I–III вв. н. э. (время появления первых политических образований в виде общин государств), по сообщению китайских источников, «по обычаю государственные вельможи все имели 4–5 жён, [некоторые] бедные дворы – по 2–3 жены». Такая ситуация сохранялась в период Ямато (IV–VII вв.). Китайский источник «Нань-ши» сообщает: «Там более женщин, нежели мужчин. Знатные имеют по четыре и по пяти жён, а низшие по две и по три. Жёны не похотливы и не ревнивы».
А как же жили бедные японские мужчины? Ведь бедняку не под силу содержать две или три жены. Ему оставалось лишь петь мечтательно:
"Если б я был султан, я б имел трёх жен,
И тройной красотой был бы окружён.
Но с другой стороны, при таких делах,
Столько бед и забот, ах, спаси аллах!"
Д. А. Суровень пишет: "Несмотря на победу патриархального начала в целом, в обществе Ямато в быту доживали век элементы матрилокального брака". И далее: "Термин ёбаму (саёбаму) в древней Японии обозначал широко распространённый древний обычай посещения мужем своей жены в доме её родителей". Здесь имеется в виду так называемый "гостевой брак", весьма характерный для матриархальных обществ. Муж проживал всесте со своей маминькой, но при этом иногда посещал свою жену (как правило, по ночам). Хозяйства мужа и жены велись раздельно, но при этом от мужа ожидались небольшие подарки при каждом визите. Поскольку у мужа и жены, живших раздельно, не было возможности следить за супружеской верностью, у жены могло быть несколько мужей, которые посещали её по очереди. Также и мужчина мог иметь несколько жён. Позднее, при укреплении патриархальной "вертикали власти" и разделении мужчин на "тузов" и "шестёрок", "тузы"-султаны заимели свои гаремы жён. Соответственно, полигиния стала процветать, а полиандрия постепенно исчезла.
Но, надо полагать, что в эпоху Дзёмон (с 13 000 года до н. э. по 300 год до н. э.), когда Япония была населена охотниками-собирателями и ранними сельскохозяйственными сообществами, никаких "тузов" в японском обществе не было. Соответственно, не было и гаремов из 4–5 жён. В течение всего периода Дзёмон жители Японского архипелага жили в землянках и полуземлянках, что говорит о бедности населения.
стоянка Саннай-Маруяма (Аомори) |
Лет 20 или 25 назад я смотрел по телеку передачу про одного москвича, который устроил в своей квартире небольшой "гарем" из молодых женщин, приехавших в Москву из Казахстана. Но одно дело - квартира со всеми удобствами в "первопрестольной" столице, и совсем другое дело - шалаш, который любая баба может "сгондобить" из подручных средств своими руками. И чего она попрётся в этот шалаш жить в тесноте, когда она сама может построить себе такое же жильё и жить там "как барыня"? Ну, в те времена в одиночку никто не жил, но, по крайней мере, у неё была своя родня, и родительский шалаш был ничем не хуже шалаша какого-нибудь ухажёра. Так что, я полагаю, в эпоху Дзёмон в Японии браки были только "гостевыми". Как коты по весне приходят к кошкам, так и японские ухажёры "нарезали круги" вокруг шалашей своих "пассий".
"Кроме того, как указывают Иноуэ Юитирō и К. А. Попов, в провинции Хитати широко процветали кагаи (др.-яп. кагапи) – народные брачные игрища в древней Японии, как думают исследователи, пережиток ритуальных обрядов группового брака. Во время кагаи мужчины и женщины водили обрядовые хороводы вокруг костров, а потом попарно уходили в лес или в поле, где проводили ночь. На время кагаи прежние брачные узы временно (в день игрищ) теряли силу".
Это описание очень похоже на древнеславянские игрища в ночь на Ивана Купалу.
Тетяна Зеленченко. "Ніч на Івана Купала". |
Ну и, когда имеют место быть такие "фривольные" обычаи, они не оставляют места для патриархального брака с супружеской верностью "до гробовой доски". И уж тем более немыслимы гаремы при подобном "раскладе".
Комментариев нет:
Отправить комментарий