08 октября 2023

Клейн — фамилия немецкая.

Весь день читал "Время кентавров" Л. С. Клейна и наконец понял, куда он клонит.

"Есть общая лексика у индоариев с италиками и кельтами, которую они не разделяют с другими индоевропейцами, разве что в некоторых случаях с германцами (но, как ни странно, не с греками). Эта лексика относится к терминологии религии, погребального культа и царской власти. Например, слово, означающее царя, — древнеиндийск. «раджа», латинск. «рекс» (женск. р. «регина»), кельт. «рикс», германск. «-рих» в составе царских имён Теодорих, Генрих и т. п., современное нем. «рейх» (впрочем, возможно, что у германцев это заимствование от кельтов). Существует некоторая вероятность, что в этих словах до нас дошла речь того мегалитического населения Западной Европы, которое передало мегалитическую идею индоевропейцам. Словом, похоже, что нащупан правильный путь в прослеживании грекоарийского этногенеза, а тем самым и в определении древнейшего очага индоевропейцев".

В общем, арийский путь, который нащупал Клейн с северо-запада на юго-восток.

Мегалитическую культуру воронковидных кубков (4000—2700 гг. до н. э.), расположенную на территории современной Германии, он считает "корневой", а ямная и катакомбная культуры у него получаются "промежуточными" на пути ариев от Балтики до Греции, Ирана и Индии.

"Греки нынче большей частью смуглые. Это можно было бы отнести за счёт вклада итальянцев (римское время) и турок (XV—XVIII вв.). Но уже в античное время греки были такими — это видно по изображениям на вазах и фресках. А вот древних своих героев греки изображали белокурыми и голубоглазыми. Ахилла, Одиссея, Менелая, Мелеагра, Радаманфа, Ариадну и других эпических и мифических героев греки называли «желтоволосыми», Ахиллова сына Неоптолема — «рыжим». Богов Аполлона, Диониса, Афину, Деметру, Эрота — «златовласыми», Афродиту — «золотой». Афину ещё и «голубоглазой»", - пишет Лев Самуилович.

Эту теорию "педалировали" в германском Третьем рейхе, и поэтому мне с Клейном не по пути. Диаметрально противоположная теория Марии Гимбутас мне больше нравится.

«Невидимый» насильник Персефоны.

"Имя хозяина загробного мира у древних греков — Аид, это означало «Невидимый»: он носил шапку-невидимку. В представлениях древних невидимость была как-то связана с укрыванием головы" (Л. С. Клейн).

Говорят, что это римская статуэтка Приапа (I в. до н. э.).

Но у него на лбу не написано, что это Приап. По-моему, стутуэтка гениально выражает суть «невидимого» Аида. У Аида нет своего собственного лица; он прячется под "шапкой"-личиной (гоголевский "Нос" - о том же):

Крестьяне 7000 лет назад.

Картинка из статьи Ивана Павлу "Linear Pottery Houses and Their Inhabitants".

Harta (Hungary). Linear Pottery house No.5. 

На картинке мы видим длинный дом ЛЛК и два забора по обеим сторонам дома. Очевидно, это загоны для содержания домашних животных. В статье говорится, что на месте раскопок археологи обнаружили кости коров, овец и диких свиней (кабанов). Кабанчики были объектом охоты в близлежащих лесах, а коров и овец разводили на молоко, мясо и шерсть. 

реконструкция ткацкого станка

Автор статьи отмечает трёхчастное деление домов ЛЛК, но однозначная интерпретация такого разделения пока невозможна. Предполагается, что в центральной части дома проживали люди, за перегородкой справа жители хранили выращенный ими урожай, а за перегородкой слева были ясли для содержания молодняка домашних животных. Время проживания определяется с 5600/5300 по 5100/4900 гг. до н.э.

Как видно, неолитические жители Старой Европы промышляли не только подсечно-огневым земледелием, но и животноводством. А кроме того они охотились в лесах и, наверно, ловили рыбку в речках. Я полагаю, что собирательством "даров природы" они тоже занимались.

Немного о катакомбной культуре.

Территории к северу от Чёрного моря некогда занимали скифы.

скифские памятники

"
Кто населял эту территорию до скифов, т. е. в бронзовом веке (III-II тыс. до н. э.), что за народ был тогда южным соседом прафинно-угров, мы знаем давно: здесь-το и были первые индоарии", - заявляет Л. С. Клейн.

"Археологическую культуру этого населения называют катакомбной, потому что покойники захоронены здесь под курганами не в простых ямах, а в отходящих от ямы боковых подземных камерах — археологи их прозвали катакомбами. Кстати, именно в таких могилах погребены позже скифские цари в знаменитых курганах Солоха, Чертомлык, Александропольский и др. Этот способ погребения скифы тоже унаследовали от своих предшественников здесь.

Реконструкция скифского кургана

Горькая "пилюля" героического эпоса.

"Обратимся к Гомеру, - пишет Л. С. Клейн. - Чем оканчивается повествование об осаде в старшей из двух поэм — «Илиаде»? По сути, ничем. В поэме нет победного финала. «Илиада» не знает взятия и разгрома Илиона. Лишь «Одиссея», младшая, позже составленная поэма, повествующая о возвращении героев, задним числом сообщает о том, как завершилась Троянская война. <...> Ахейцы, простояв под Троей 9 лет, на десятый вынуждены были снять осаду и, вернувшись на корабли, отплыть. По логике, это и есть конец. И этот конец — поражение. Но эпический певец не может примириться с такой концовкой, и вот появляется совершенно сказочный хеппи-энд — эпизод со спасительной придумкой хитроумного Одиссея, с троянским конём — даром данайцев".

Древнейшее известное изображение троянского коня на вазе с острова Миконос, датируемой примерно 675 годом до н. э. Ваза (пифос) с человеческими костями внутри была найдена в 1961 году.
 
Обработанное изображение Троянского коня с микенского сосуда 670 года до н.э.

Да, я тоже сомневаюсь в 10-летней осаде Трои. Известно, что в средние века с наступлением зимнего периода солдаты расходились по домам и все военные действия прекращались. Даже во время первой мировой войны солдаты, набранные из крестьян, ломились по домам, потому что надо землю пахать, хозяйством заниматься, а не кормить вшей в окопах. А какие проблемы были с логистикой, даже при Петре I?! В Азовском походе солдаты голодали как в блокадном Ленинграде. Греки, конечно, могли заниматься грабежами мирного населения вокруг Трои, но неужели они жили мародёрством 10 лет? В поставки продуктов питания для армии из Греции я просто не верю. 

И далее Л. С. Клейн говорит, что "Илиада" — это эпос типа русских былин, а в героическом эпосе историческая реальность отражается как в кривом зеркале.