01 октября 2023

Нуэры.

Е. Н. Панов рассказывает об этносе нуэр, населяющем саванны южного Судана и западной Эфиопии. По складу натуры они пастухи, поэтому единственное занятие, которому они преданы всей душой — это уход за скотом. Скотоводство определяет почти всю их общественную деятельность.

Общество этого этноса Эванс-Причард относит к категории эгалитарных. Вот как исследователь описывает общий социальный климат, царящий в нём. «Отсутствие у нуэров юридических институтов, развитого лидерства и вообще организованной политической жизни просто поразительно... Упорядоченная анархия, в которой живут нуэры, вполне согласуется с их характером: невозможно жить среди нуэров и представить, чтобы ими управляли какие-либо правители.


Нуэр — это продукт сурового воспитания в эгалитарном духе, он глубоко демократичен, но легко возбуждается и переходит к насилию. У него беспокойный характер, он не терпит никаких ограничений и не признаёт ничьего превосходства. Богатство его не прельщает. Человеку, владеющему большим количеством скота, завидуют, но относятся к нему так же, как к тому, у которого коров немного. Происхождение не имеет значения. Человек может не быть членом господствующего клана племени, он может даже быть динка [1]   по происхождению, но если кто-нибудь намекнёт на это, намекнувший рискует быть избитым дубиной.

Всем своим поведением нуэр показывает, что он ничем не хуже соседа. Нуэры шествуют, словно хозяева земли, каковыми они себя и считают. В их обществе нет хозяев и слуг, есть только равноправные люди, мнящие себя наиболее совершенным творением бога. Их уважение друг к другу особенно резко подчёркивает их презрение ко всем другим народам. В своей среде всякий намёк на приказ вызывает раздражение, и человек или не выполняет его, или выполняет так формально и неохотно, что это получается оскорбительнее отказа от выполнения» (Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. М.: Наука. 1985. С. 161–162).

Рисуя картину социальных взаимоотношений в обществе нуэров, Эванс-Причард пишет: «Права, привилегии и обязательства определяются родством [2]. Или человек ваш родственник (действительный либо фиктивный), или же это тот, перед которым у вас нет обязательств, и тогда вы рассматриваете его как потенциального врага. Всякий человек в деревне и в округе считается так или иначе родственником. Поэтому, если не считать случайного бездомного и презираемого бродягу, нуэр общается только с людьми, которые ведут себя по отношению к нему как родственники» (там же: 163).

Мы совсем забыли о том, "с чего начинается родина". А нуэры помнят и знают, что это такое. 

Очевидно, когда люди забывают про свою родину, тогда на её месте появляется государство. Государство подобно железным обручам, которые удерживают доски бочки вместе, чтоб она не развалилась, ибо нет родства между досками и ничто их не удерживает от распада кроме железных обручей.

-----------------------------------------------------------------------

[1] Другая этническая группа нилотов.

[2] Буквально каждый шаг в жизни нуэра определяется его различными правами и обязанностями в отношении лиц, так или иначе классифицируемых в сложной системе родственных отношений. Например, семья жениха отдаёт отцу невесты в качестве выкупа за неё 40 коров, которых тесть затем распределяет среди своих родных строго определённым образом. Себе он оставляет восемь коров, трёх предоставляет своей супруге. Старшие братья тестя и тёщи получают по четыре коровы, младшие братья — по две, двоюродные братья — по 3 и старшие сёстры — по одной. Старшему брату невесты достаётся семь коров, её старшему кузену — две.

Что было раньше - миф или общество?

Е. Н. Панов говорит, что "в одинаковых экологических условиях могут складываться культуры, резко различные по целому ряду существенных характеристик. На этом обстоятельстве акцентировал внимание Сассаман. Как пишет Сассаман, «… археологические данные по охотникам-собирателям делают затруднительными какие-либо генерализованные заключения о причинных взаимосвязях между экологическими факторами, экономикой самообеспечения и социополитической организацией». По его мнению, «…материалы, полученные на юго-востоке США, заставляют усомниться в справедливости материалистических объяснений становления сложных социальных структур и вынуждают сосредоточиться на символических и структурных особенностях деятельности людей, которые не могут быть поняты в отрыве от конкретной истории взаимодействий между этносами и развития их традиций» (Sassaman K.E. 2004. Complex hunter-gatherers in evolution and history: A North American perspective // J. Archaeol. Res. Vol. 12. No. 3. P. 227–280). Ещё чётче этот ход мысли выражен в следующих словах автора, завершающих его исследование: «Данные по юго-востоку США должны были бы убедить всех тех, кто готов отказаться от многолетней привычной веры в необходимость материалистических объяснений становления сложных социальных структур. Взамен этому стоит сосредоточить более серьёзное внимание на мощи идей в той сфере, где мы ищем переломы в направлении развития культуры и её дальнейшего движения в новом направлении»".

"То есть, научная теория, которая могла бы объяснить универсальность перехода от охоты-собирательства к опоре на одомашненные виды растений и животных, а также нелинейность этого процесса, по сути дела отсутствует", - делает вывод Е. Н. Панов.

Гебуси.

В Новой Гвинее живут существует этнос гебуси численностью всего лишь около 450 человек (по данным от начала 1980-х гг.). Живут эти люди в деревнях, разделённых километрами труднопроходимой местности. Число жителей таких посёлков варьирует от шести до полусотни человек (в среднем 26,5). В центре наиболее крупных поселений располагается коммунальный дом длиной 20 м или более, крытый листьями саговой пальмы. Вокруг разбросаны небольшие хижины, примыкающие к возделываемым участкам.

коммунальный дом

Усилий, затрачиваемых на собирательство, хватает, в общем, на обеспечение общины белковой пищей (мелкие животные, яйца птиц, личинки насекомых в периоды их массового размножения). Помогает в этом и ловля рыбы. Основу же хозяйства гебуси составляет растениеводство. Однако обработке почвы внимания почти не уделяют, и «сады» остаются не огороженными. В них произрастают в основном бананы, плоды которых составляют 65–70% растительной пищи. Малая доля продуктов земледелия приходится на батат (5–10%), а остальное восполняется крахмалом, получаемого из сердцевины саговой пальмы.

Элементарная ячейка социума — это обычно две или три расширенные семьи, находящиеся в более или менее близком родстве. Они совместно решают все встающие перед ними хозяйственные задачи. Мужчины добывают живность, заготовляют лес для построек, валят в лесу саговые пальмы, мастерят орудия и оружие, а также всевозможные принадлежности для ритуалов. Женщины следят за посевами (пропалывают их и снимают урожай), собирают хворост для очагов, заготовляют саговую крупу для стола, выделывают тапу [1], плетут сумки из растительных волокон и корзины. Некоторые продукты и изделия (например, табак, выращиваемый на приусадебных участках и ожерелья из собачьих зубов) идут на торговлю с другими группами аборигенов, в обмен на охру, перламутровые раковины моллюсков для украшений и костяные наконечники стрел.

Несколько таких коллективов составляют население деревни. Время от времени они проводят совместное празднество, на которое приглашают жителей других деревень. В этом сообществе царит мир и полное равноправие. Среди взрослых мужчин какое-либо соперничество отсутствует, как и малейшие попытки навязать своё мнение другим. Никому, даже из наиболее старых и умудрённых опытом, и в голову не приходит взять на себя роль лидера. Все важные вопросы решаются коллективно, по общему согласию. Мужской контингент общины ответственен за порядок в общем укладе жизни и, в особенности, за всё то, что так или иначе связано с организацией культовых действ, в том числе так называемых ритуальных сражений с соседями. Продукты земледелия распределяются равномерно между всеми, а не только среди родичей. Обмен подарками идёт по социальным сетям, охватывающим несколько поселений.