В Новой Гвинее живут существует этнос гебуси численностью всего лишь около 450 человек (по данным от начала 1980-х гг.). Живут эти люди в деревнях, разделённых километрами труднопроходимой местности. Число жителей таких посёлков варьирует от шести до полусотни человек (в среднем 26,5). В центре наиболее крупных поселений располагается коммунальный дом длиной 20 м или более, крытый листьями саговой пальмы. Вокруг разбросаны небольшие хижины, примыкающие к возделываемым участкам.
коммунальный дом |
Усилий, затрачиваемых на собирательство, хватает, в общем, на обеспечение общины белковой пищей (мелкие животные, яйца птиц, личинки насекомых в периоды их массового размножения). Помогает в этом и ловля рыбы. Основу же хозяйства гебуси составляет растениеводство. Однако обработке почвы внимания почти не уделяют, и «сады» остаются не огороженными. В них произрастают в основном бананы, плоды которых составляют 65–70% растительной пищи. Малая доля продуктов земледелия приходится на батат (5–10%), а остальное восполняется крахмалом, получаемого из сердцевины саговой пальмы.
Элементарная ячейка социума — это обычно две или три расширенные семьи, находящиеся в более или менее близком родстве. Они совместно решают все встающие перед ними хозяйственные задачи. Мужчины добывают живность, заготовляют лес для построек, валят в лесу саговые пальмы, мастерят орудия и оружие, а также всевозможные принадлежности для ритуалов. Женщины следят за посевами (пропалывают их и снимают урожай), собирают хворост для очагов, заготовляют саговую крупу для стола, выделывают тапу [1], плетут сумки из растительных волокон и корзины. Некоторые продукты и изделия (например, табак, выращиваемый на приусадебных участках и ожерелья из собачьих зубов) идут на торговлю с другими группами аборигенов, в обмен на охру, перламутровые раковины моллюсков для украшений и костяные наконечники стрел.
Несколько таких коллективов составляют население деревни. Время от времени они проводят совместное празднество, на которое приглашают жителей других деревень. В этом сообществе царит мир и полное равноправие. Среди взрослых мужчин какое-либо соперничество отсутствует, как и малейшие попытки навязать своё мнение другим. Никому, даже из наиболее старых и умудрённых опытом, и в голову не приходит взять на себя роль лидера. Все важные вопросы решаются коллективно, по общему согласию. Мужской контингент общины ответственен за порядок в общем укладе жизни и, в особенности, за всё то, что так или иначе связано с организацией культовых действ, в том числе так называемых ритуальных сражений с соседями. Продукты земледелия распределяются равномерно между всеми, а не только среди родичей. Обмен подарками идёт по социальным сетям, охватывающим несколько поселений.
Взаимоотношения между деревнями носят мирный характер. От двух до шести поселений объединены достаточно тесно на основе брачных союзов и представляют собой эндогамную общность, где концентрация родичей весьма высока, как и сеть дружеских связей. Их жители постоянно посещают соседей, много чаще, чем те посёлки, которые находятся за пределами данного союза. Сам он представляет собой достаточно автономную политическую единицу, когда речь идёт об организации коллективных ритуальных церемоний. Никаких военных походов гебуси никогда не устраивали, наоборот, они сами страдали от набегов со стороны других этнических групп (например, бедамини, живущих далее к востоку). Здесь единственным средством защиты от свирепых мародёров был призыв о помощи, обращённый к жителям других деревень, входящих в состав местной коалиции.
Так пишет Е. Н. Панов со ссылкой на Knauft B.M. 1987. Reconsidering violence in simple human societies: Homicide among the Gebusi of New Guinea // Curr. Anthropol. Vol. 28. No. 4. P. 457–500; Knauft B. 2015. The Gebusi: Lives transformed in a rainforest world. Waveland Press.
Всё-таки удивительно устроен человеческий мир. В нём живут рядом гебуси и бедамини, которые отличаются друг от друга как небо от земли.
Вот вопрос, на который у меня нет ответа: почему гебуси живут как гебуси, а не как бедамини? Чем определяется миролюбие их социума? Что у них есть такого, чего нет у бедамини? Или наоборот: какую заразу "подхватили" бедамини, в отличие от здоровых гебуси?
Наличие таких этносов как гебуси не позволяет нам говорить
а) о "врождённой агрессивности" человека;
б) о "дикарях" архаических обществ (ибо по сравнению с ними многие современные общества выглядят гораздо более "дикарскими");
в) о всех первобытных обществах "скопом", потому что они, как и люди-индивиды, очень сильно отличаются друг от друга.
Если принимать в расчёт только этносы типа гебуси, тогда можно представить историю человечества до появления государств как мирное общежитие; если же исследовать этносы типа бедамини, в таком случае доисторическая картина будет выглядеть совсем иначе, как "война всех против всех".
Историку надо всё время отделять "мух" от "котлет", но, для того чтобы производить эту нехитрую операцию, надо знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Увы, многие современные историки забыли про "богов азбучных истин", занимаясь гаплогруппами и геномами.
Мальчики-подростки гебуси: Теркабо и его друг из другой общины одеваются одинаково, чтобы показать свою дружбу |
Женщина и её сын наблюдают за традиционными танцами. По-моему, женщина похожа на бушменку |
--------------------------------------------------------------------
[1] Материя из древесного луба, идущая главным образом на женские передники, которые девочки начинают носить с двухлетнего возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий