22 июня 2023

Энеолитические погребения Библа в сосудах-пифосах.

"Очень многочисленны и интересны энеолитические погребения (ранний — около XXXIX—XXXVIII вв. до н. э.; поздний — около XXXVII—XXXIII вв. до н. э.) Библа.  В это время абсолютно преобладают погребения в сосудах, в которых хоронили как детей, так и взрослых. Для этой цели использовали крупные сосуды для хранения, как полагает М. Дюнан, зерна. Поскольку сосуды в раннем энеолите обычно ставили вертикально, а трупы клали в них ногами вперёд, костяки иногда сохраняют следы сидячего положения. Высота сосудов с останками детей 50—60 см; обычно это одиночные захоронения, но есть и множественные. Сосуды с останками взрослых обычно снабжены ручками, иногда расположенными по всей высоте. В некоторых случаях отверстие прикрывали черепком. Ориентировке останков явно не придавали значения (как уже говорилось, костяки находились в сидячем положении). М. Дюнан считает, что погребальный обряд энеолитических обитателей Библа обнаруживает много общего с обрядами, распространёнными в это время по всей Палестине. Помещение умерших людей в сосудах для зерна предполагает, по его мнению, существование представлений о будущем возрождении умерших".

крито-минойские пифосы

О погребальных практиках «натуфийцев».

"Из раскопок очевидно, что погребения совершали в пределах жилой территории, но, как правило, неясно, была ли она обитаема в момент их совершения", - говорит Е. В. Антонова (Обряды и верования первобытных земледельцев Востока.— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990).

"По мнению К. Кеньон (Kenyon), обычными были погребения под полами домов. В то же время на внутренней лестнице знаменитой иерихонской башни, сооружённой в предшествующий период, были найдены костяки 12 человек, что, по справедливому заключению Ж. Ковена (Cauvin), позволяет предполагать совершение погребений в заброшенных, а не только в жилых постройках".

"Под полами двух домов, находящихся, однако, на разных сторонах телля, найдены черепа людей, лица которых были восстановлены при помощи специальной массы. Небольшой объём раскопок слоёв этого времени не даёт возможности судить о мере распространённости этого обряда. В одном случае найдено семь черепов, в другом — два".

"Черепа с моделированными лицами (точный состав массы остаётся неизвестным, хотя в литературе можно найти разные указания на этот счёт) были заполнены глиной. У всех черепов, кроме одного, моделировка лица производилась без нижней челюсти, отчего они выглядят чрезмерно низкими. Верх черепов не обмазывался, а у одного на лбу тёмной краской была нанесена широкая полоса. У шести черепов в заполненные глиной глазницы были вставлены половинки двустворчатых раковин, у одного — раковины каури [1]. 

Черты лица моделированы очень тщательно. К. Кеньон, а за ней и другие исследователи считают, что это — близкие к портретным изображения покойных. К сожалению, не указывается пол людей, которым принадлежали черепа". 

О времени появления патриархата на Ближнем Востоке.

Е. В. Антонова в своей монографии "Обряды и верования первобытных земледельцев Востока" (М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990) пишет:

"Осёдло-земледельческие культуры распространяются в 8—7-м тысячелетиях до н. э. в тех зонах Передней Азии, где возделывание злаков могло производиться без применения искусственного орошения. Общины людей, связанных узами родства, для ведения хозяйства, как земледельческого, так и скотоводческого, а также для эксплуатации природных ресурсов, должны были владеть определёнными территориями. Их обитатели жили, как правило, в небольших домах, сначала круглых, затем прямоугольных в плане. Они служили жилищами, как полагают, малых парных семей. Совершенно очевидно, что на том этапе развития семья не могла быть самостоятельной хозяйственной единицей. Члены семей составляли более крупные объединения.<...> Основной общественной единицей являлась община родственников, которая могла составлять население целого поселения, а в каких-то случаях, когда это позволяли, в частности, экологические условия, в пределах поселения могло обитать несколько таких общин. <...>

Переход к производящему хозяйству создал предпосылки для образования неравенства. <...> Однако различия статусов в пределах одной общины не прослеживаются археологически даже в такой культуре, основанной уже, по крайней мере отчасти, на ирригационном земледелии, как самаррская, а также в ещё более поздней убейдской культуре, где явны свидетельства разложения первобытнообщинного строя (на это указывает, например, появление храмовой архитектуры). 

Реконструкция храма в Тепе-Гавра близ г. Мосула, Ирак. Убейдский период. IV тыс. до н. э.

Убейдский период в общих чертах датируется 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э., то есть храмовое строительство началось в самом конце периода. Это совпадает с тем, что говорит Википедия: "Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке, начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин и исключение их из процесса представления и конструирования истории" (Источник).Значит, надо полагать, до 3100 г. до н. э. никакого патриархата на Ближнем Востоке не было. 

В прошлом году я написал статью "Была ли культура Эль-Убейда матриархальной?" Твёрдо и уверенно ответить "да" на этот вопрос пока невозможно. Зато можно определённо и решительно заявить, что она не была патриархальной. Нет вождей значит нет патриархата, ибо патриархат, согласно определения Википедии, это "форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти". Эта социальная организация называется государством. Государство невозможно без разделения людей на правящий класс и подданных. В убейдский период в Месопотамии правящего класса, "тузов" и всяких "козырей", не было. Стало быть, не было и "шестёрок".