22 июня 2023

О погребальных практиках «натуфийцев».

"Из раскопок очевидно, что погребения совершали в пределах жилой территории, но, как правило, неясно, была ли она обитаема в момент их совершения", - говорит Е. В. Антонова (Обряды и верования первобытных земледельцев Востока.— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990).

"По мнению К. Кеньон (Kenyon), обычными были погребения под полами домов. В то же время на внутренней лестнице знаменитой иерихонской башни, сооружённой в предшествующий период, были найдены костяки 12 человек, что, по справедливому заключению Ж. Ковена (Cauvin), позволяет предполагать совершение погребений в заброшенных, а не только в жилых постройках".

"Под полами двух домов, находящихся, однако, на разных сторонах телля, найдены черепа людей, лица которых были восстановлены при помощи специальной массы. Небольшой объём раскопок слоёв этого времени не даёт возможности судить о мере распространённости этого обряда. В одном случае найдено семь черепов, в другом — два".

"Черепа с моделированными лицами (точный состав массы остаётся неизвестным, хотя в литературе можно найти разные указания на этот счёт) были заполнены глиной. У всех черепов, кроме одного, моделировка лица производилась без нижней челюсти, отчего они выглядят чрезмерно низкими. Верх черепов не обмазывался, а у одного на лбу тёмной краской была нанесена широкая полоса. У шести черепов в заполненные глиной глазницы были вставлены половинки двустворчатых раковин, у одного — раковины каури [1]. 

Черты лица моделированы очень тщательно. К. Кеньон, а за ней и другие исследователи считают, что это — близкие к портретным изображения покойных. К сожалению, не указывается пол людей, которым принадлежали черепа". 

"Условия, в которых были найдены черепа с «восстановленными» чертами лица, не позволяют считать их черепами в погребальных масках, как это иногда делают: вероятно, их делали не для помещения в могилах; «восстанавливали» лица черепов для использования вне могил, в обрядах в жилых постройках или в других местах. Весьма вероятно существование каких-то обрядов с «участием» черепов умерших, которым в некоторых случаях старались придать по возможности «живой» облик — таковы черепа Иерихона, черепа и фигурки Телль Рамада. Судя по всему, эти черепа принадлежали как мужчинам, так и женщинам. После того как в черепах больше не было нужды, их захоранивали. Однако известны и настоящие маски: в Хевроне найдена каменная маска с отверстиями для привязывания. 

Её относят к той же культуре, что и иерихонские черепа. Однако неизвестно, накладывалась ли она на череп или имела другое назначение".

"По мнению Д. Керкбрайд, трупы некоторое время держали в каких-то местах (она полагает в каменных гробницах), где под действием воздуха и насекомых разрушались мягкие ткани, т. е. трупы «выставляли», если употребить принятый в этнографии термин. <...> Несомненно, бытовал какой-то обряд типа выставления трупов или первичных захоронений, так что в земле хоронили уже более или менее очистившиеся от мягких тканей скелеты".

"Итак, особая обрядовая роль черепов выявляется во всём Сиро-Палестинском районе в эпоху неолита. На то, что их могли помещать внутри домов, но не под полами, указывает находка в Мунхатте: здесь на полу одной из хижин слоя 6 найдены фрагменты черепной крышки, лежавшие рядом с рогами козы. (На этом основании Ж. Ковен говорит о связи мелких копытных и умерших, известной ещё в натуфе, где в погребениях были найдены кости газели".

"Ж. Ковен считает, что восстановленные черепа служили вместилищем индивидуальных душ и что они связаны с культом предков".

"Итак, для неолита Палестины и Сирии характерны погребения, делавшиеся в пределах жилого пространства, на поселениях, что, однако, теоретически не исключает возможности существования некрополей и вне поселений. И в докерамическом, и в керамическом неолите делали одиночные и множественные погребения. В некоторых случаях предполагается захоронение не трупов, а останков, первоначально находящихся в каких-то специально отведённых для этого местах. Неполнота костяков, отсутствие черепов, находимых отдельно и особым образом «украшенных», указывают на использование костей умерших в обрядовых действиях. Обнаружение черепов в жилищах предполагает существование сложившихся представлений о связи
умерших с домом, о сохранении связи между живыми и мёртвыми".

--------------------------------------------------------------------

[1] Кстати, раковины каури вставлялись и в глазницы черепов, найденных в Чатал-Хююке, по сообщению Мелларта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий