31 октября 2021

Иберийские "лапти".

 

Обувка человека эпохи неолита. Этим вещам уже, как говорят, 6 тысяч лет. Нашёл артефакт в 19 веке испанец Manuel de Góngora. Судя по плетению "косичек", изготовлением этой обувки занималась женщина.

Из чего были сплетены эти иберийские "лапти", я не знаю, но они напоминают мне русские лапти — обувь из лыка, которую носили деревенские жители, то есть крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».


Говорят, что люди обувались в лапти ещё в каменном веке. По крайней мере, на общинных стоянках той далёкой эпохи находили крючки из костей животных, используемые при плетении лаптей.

Между прочим, в СССР кое-где ходили в лаптях ещё в середине XX века, о чём свидетельствует нижеследующая фотография.

СССР. 1952 год. Рынок в Краснослободске, Мордовия .
 


Парадоксы одомашнивания.

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" приводит удивительные факты:

"По сравнению с дикими предками, размер мозга овцы уменьшился на 24% за десятитысячелетнюю историю её одомашнивания; у хорьков (одомашненных намного позже) мозг на 30% меньше, чем у диких чёрных хорьков; у свиней (sus scrofa) мозг на треть меньше, чем у их предков. На новом рубеже одомашнивания — аквакультуры — даже у выращенной в неволе радужной форели мозг меньше, чем у дикой форели".

Не говорит ли это о "поглупении" домашних животных, сравнительно с их дикими предками?

"Другое общее и поразительное морфологическое изменение домашних животных — неотения: относительно раннее достижение половозрелости и сохранение во взрослом возрасте большей части морфологических (особенно это касается черепа) и поведенческих черт, характерных для молодняка у диких предков".

То есть, у домашних животных более педоморфная конституция телосложения; они, по сути, так и остаются "детьми" в мире животных, никогда не становясь "взрослыми" особями.

Была ли культура Эль-Убейда матриархальной?

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" (Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020) говорит, что первые государства на аллювиальных равнинах Месопотамии возникли не ранее чем 6 тысяч лет назад — через несколько тысячелетий после появления первых форм земледелия и осёдлого образа жизни в регионе. "Первые небольшие социально дифференцированные, собирающие налоги и окружённые стенами государства неожиданно возникли в долине Тигра и Евфрата лишь примерно в 3100 году до н.э., спустя более четырёх тысячелетий после первых одомашненных зерновых и элементов осёдлости".

Естественно, нам интересно знать, как люди жили более четырёх тысячелетий в долине Междуречья до образования первых "регулярных" государств. Д. Скотт относит их появление к периоду после 2100 г. до н. э., а те первые государства, возникшие ок. 3100 г. до н. э., были скорее полисами. "Государства возникали в последние столетия IV тысячелетия до н. э., прекрасным подтверждением чему является мощнейшее территориально-политическое образование Третьей династии Ура на юге Месопотамии примерно в 2100 году до н. э. До этого существовали политические формы с большим населением, торговлей, ремесленниками и, видимо, даже городскими собраниями, но сложно сказать, насколько эти признаки достаточны для строгого определения государственности".