26 марта 2023

Немного юмора на ночь глядя.

"Свирепые псы Чингисхана - Субедей и Угедэй в своё время громили всех подряд, утверждая свою государственность на основе матриархата. Получали люлей все: Китайцы, Мусульмане, Корейцы, в перспективе Европейцы и пр. Исполнялась заветная мечта Чингисхана: "Я хочу, чтобы девушка с золотым блюдом могла пройти от Жёлтого моря до Чёрного, не опасаясь ни за блюдо, ни за свою честь."
А-Хули (Источник)

паладины матриархата - Субедей и Угедэй

великая матриархальная Тартария, где ходит девушка с золотым блюдом


Майкл Вуд о "народах моря".

Задаваясь вопросами — откуда явились "народы моря" и кем они были, — Майкл Вуд говорит, что "это вопросы дискуссионные, но общая картина достаточно ясна: если какая-то часть «народов моря» и была мигрантами, то многие были обычными пиратами". <...> "Название «народы моря» не должно вызывать ошибочного впечатления, будто это был единый организованный союз. Мы можем провести аналогию с викингами: дети микенских правителей с дружинами, эти цари без царств, ренегаты и пираты могли воспользоваться всеобщей смутой, чтобы грабить города Эгейского мира". <...> "Короче, не были ли «народы моря» мигрирующими народами, которые прошли через Эгейский мир с севера в Египет и поспособствовали крушению мира микенских дворцов? Или это были просто микенские греки — бездомные мигранты, банды разбойников и кондотьеров, сорвавшиеся с места, когда экономические, социальные или какие-то другие явления разрушили хрупкую стабильность их общества? На такие размышления наводит похожесть военного снаряжения и шлемов греков, скажем, на микенской вазе, и оружия «народов моря», изображённых на египетских рельефах и изразцах". <...> "Могут ли в рассказе о набеге воинов Одиссея на дельту Нила содержаться смутные воспоминания об ужасной катастрофе, постигшей акайваша и остальных?

«Дней через пять мы достигли прекрасных течений Египта.
Там, на Египте-реке,
с
кораблями двухвостыми стал я.
Прочим спутникам верным моим приказал я на берег
Вытащить все корабли и самим возле них оставаться,
А соглядатаев выслал вперёд, на дозорные вышки.
Те. же в надменности духа, отваге своей отдаваясь,
Ринулись с вышек вперёд, прекрасные нивы египтян
Опустошили, с собой увели их супруг и младенцев,
Их же самих перебили. До города крики достигли.
Крики эти услышав, египтяне вдруг появились
С ранней зарёю. Заполнилось поле сверканием меди,
Пешими, конными...
Многих из нас умертвили они заострённою медью,
Многих живьём увели, чтоб трудились на них подневольно
».
«Одиссея», XIV, 258 (пер. В. Вересаева)".

О сходстве "народов моря" и викингов я и сам не раз говорил: первые "ломились" со страшной силой в Египет, а вторые — в Царьград (Константинополь). Они не шли на север, в места пустынные и дикие, где нечего взять, но они двигались на юг, в места обжитые и цивилизованные, и целью тех и других являлся грабёж. Очевидно, движение с севера на юг носило характер "великого переселения народов", потому что в Египте "отметились" пираты не только с Эгеиды, но и с Сицилии и Сардинии. Вероятно, не только дорийцы были "виновниками" катастрофы Бронзового века. Какие-то другие племена разбили хеттов в пух и прах, и разграбили и сожгли много городов на Ближнем Востоке. 

 

Майкл Вуд о "златообильных" Микенах.

"Микены были построены для войны. Вначале они представляли собой то, что турки называют dervendji, — то есть замок, стоящий у соединения двух горных перевалов, чтобы взимать дань со всех проходящих. Крепость разбойников, «свернувшаяся в угрожающем изгибе», как описывал её Генри Миллер. Они далеки от моря и не имеют хороших пахотных земель. Трудно понять, как город мог благоденствовать и зачем ему такие могучие стены, пока вы не обойдёте окрестности и не отметите, что тут пересечение древних дорог, уходящих к северу и югу и связывающих Аргосскую и Коринфскую равнины, меньшую равнину Бербати и Контопорейский перевал. К XVI в. до н.э. здесь были накоплены огромные богатства".

Златообильные Микены


Интересно, что т. наз. "квартал ремесленников" в Микенах отделён от царской резиденции крепостной стеной.
Назначение зданий в квартале определено благодаря найденным там заготовкам, золотому листу, незаконченным изделиям из слоновой кости, необработанным полудрагоценным камням. Скорее всего, там проживали рабы, вывезенные ахейцами с Крита и малоазийского побережья. И наверно там же трудились сотни женщин, производя в швейных мастерских текстиль на продажу. Ну и микенские царьки-ванаксы также могли "припахать" окружающее крепость туземное (пеласгийское) население, чтоб к царскому столу поставлялись продукты питания и вино.

"Цари, подобные Агамемнону, тратили огромную часть своих доходов и богатств на царские захоронения и царский культ. Они растрачивали колоссальные средства, силы и умение людей на оружие и военное снаряжение. Достаточно взглянуть на картины охоты и сражений на инкрустированных кинжалах, фресках и монументах, чтобы увидеть типичное времяпрепровождение правящего класса, независимо от того, называется он «героическим» или нет. То была царская сторожевая элита, которую отделяла глубокая пропасть от простого народа.

Изображение на микенском кинжале

Майкл Вуд о результатах дешифровки линейного письма Б.

Из книги Майкла Вуда "Троя: В поисках Троянской войны". — М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007:

"Самым удивительным в табличках было то, что мир, который открывался за ними, был вовсе не «героическим», а бюрократическим до мозга костей. Здесь перечислялись численности стад овец, имена пастухов и налоговых инспекторов, содержались подробнейшие перечни снаряжения и военной амуниции. Отдельные троны и колесницы с их принадлежностями и дефектами, включая даже сломанные, кузова колесниц или колёса, честно помечавшиеся как «ненужные» или «обгоревшие с конца». Здесь даже быки назывались по именам: Черныш или Пятнистый. Просматривались черты феодального общественного строя, во главе которого стоял царь — wanax, такое же слово Гомер  использует для Агамемнона, «царя людей». Здесь были и начальники низших рангов, солдаты со своими панцирями, латами, щитами, шлемами, копьями, луками и стрелами... были записаны военные диспозиции, весьма напоминающие гомеровский перечень кораблей, направляемых в Трою. Перед нами аристократический, иерархический и милитаристский класс, вооружённый до зубов, не останавливавшийся перед огромными расходами на военное снаряжение и украшение дворца. Таблички содержат обширные сведения (до сих пор оцениваемые экономистами и лингвистами) о припасах: пшенице, вине, оливах, льне и древесине, которые тщательно фиксировались дворцовыми писцами до последнего литра или тюка. Наконец, на самом низу социальной лестницы стояли сотни женщин-рабынь с детьми, обозначавшихся как «пленницы» (то же слово использует Гомер)".

Вот таким было греко-микенское общество. Кондово-патриархальным. Хотя микенские фрески подчас так сильно напоминают минойские.

Фрагмент фрески с изображением женщины в минойском стиле из акрополя в Микенах. XIII в. до Р.Х.

Фреска из дворца в Пилосе (M. L. Lang. The Frescoes of The Palace of Nestor at Pylos in Western Messenia. Vol. II, The Frescoes. Princeton, N.J., 1969. Pl. M)