23 декабря 2023

Еврейский "антинорманизм" XI в. до н.э.

"Евреи до Моисея поклонялись некоему божеству в виде тельца (Эл, Баал/Сутех/Адад), и этот языческий культ продолжил своё существование среди евреев и далее, при этом термин «баал» применялся к Яхве (YHWH) в значении «господин», пока в ходе борьбы с начавшим распространяться в XI в. до н.э. культом тирско-сидонского Баала от него не стали отказываться во всех отношениях. Культы Эла и Яхве слились, библейского осуждения Эла нет, в отличие от Баала, Ашеры и Астарты", - говорит С. С. Кочергин в статье "Ашера, кедеши и представления о "святости" у древних евреев в допленный период" (Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2020), 120–130).

Изображение божества (Эла или Яхве) в виде быка, найденное близ Дотана на севере Израиля (происходит со святилища ХII в. до н. э., принадлежавшего израильскому колену Манассиину)

В общем, всё понятно: если бычок-
«баал»-«господин» происходит из местной администрации, то ему можно поклоняться, но если такой же «господин» приходит к евреям из Тира или Сидона, тогда это "идолище поганое". Ату его, ату!

Поль Гюстав Доре. Пророк Илья умерщвляет жрецов Ваала. 1876

Марсий и Аттис.

"Говорят, что во Фригии жил сатир или силен, бывший, по словам некоторых, пастухом или владельцем стад, и прекрасно игравший на свирели. Друг Кибелы, он скитался по стране с безутешной богиней, стремясь смягчить её скорбь об утрате Аттиса. Он подарил народ Целены во Фригии песнею, которую наигрывал на свирели в честь великой богини-матери. Возгордившись своим искусством, он вызвал Аполлона на музыкальное состязание; он играл на свирели, а Аполлон — на лире. Марсий был побеждён, привязан к сосне и кожа была с него содрана победоносным Аполлоном.

A drawing by José de Ribera shows the satyr Marsyas, who challenged Apollo to a music contest, bound to a tree and awaiting his fate.

В Целене показывали в исторические времена кожу Марсия. Она висела у подошвы цитадели в расселине, из которой выбивался быстрый и шумный поток реки Марсия, устремлявшийся для впадения в Меандр. Рассказывают, что когда раздавались вблизи звуки туземных фригийских мелодий, кожа мёртвого сатира содрогалась; но, когда раздавались звуки песни в похвалу Аполлона, кожа оставалась неподвижной, как-будто глухой.

В этом фригийском сатире, пастухе или владельце стад, пользовавшемся дружбой Кибелы, наигрывавшем мелодии, столь типичные для её культа, и умершем насильственной смертью на её священном дереве — сосне, не можем ли мы признать нечто знакомое и вскрыть близкую связь с Аттисом, любимым пастухом или стадовладельцем богини, называвшим себя игроком на свирели, погибшим под сосной, и ежегодно представляемым изображением, висящим подобно Марсию на сосне? Мы можем предположить, что в старину жрец, носивший имя Аттиса и представлявшийся воплощением его на весеннем празднике Кибелы, вешался или другим способом убивался под священным деревом; мы можем предположить, далее, что этот варварский обычай со временем смягчился и принял форму, знакомую нам и с более поздних времён, когда жрец только извлекал кровь из своей руки под деревом и прикреплял к стволу дерева, вместо себя самого, только изображение. B священной роще у Упсалы в жертву приносились люди и животные. Они вешались на священных деревьях".

Так рассказывает Джеймс Фрэзер, и далее он приводит параллель из германо-скандинавской мифологии. Как известно, Один повесился на священном древе, на ясене Иггдрасиль. Но Один висел на древе, пронзённый копьём, долгих девять ночей для того чтобы обрести тайные знания. А Фрэзер нам говорит, что жреца, носившего имя Аттиса, просто тупо убивали, потому что у дикарей был такой варварский обычай. Параллели между сатиром Марсием и жрецами Аттиса, конечно, имеются, однако истолкование Фрэзером этих параллелей совершенно неудовлетворительно. "Если моя догадка правильна, - пишет он, - то человек, представлявший бога-отца во Фригии, мог быть убитым, и его набитая [соломой] кожа повешена на священной сосне с той целью, чтобы дух его стал содействовать росту хлебов, размножению животных и плодовитости женщин". Опять этот бред сивой кобылы про плодородие! Ну ни одна бабка никогда не убила свою козу, чтобы таким изуверским способом содействовать размножению козлят и увеличению урожая картошки на огороде. Даже если кому-то пришла бы в голову такая извращённая идея, в конце концов можно отрубить голову быку и полить деревья в саду его кровью, - зачем же непременно убивать человека?! И потом, я очень сильно сомневаюсь, что кто-нибудь во Фригии пожелал бы носить имя "папы", если бы там был обычай потрошения и набивания соломой папских чучел. Ну подумайте, кто бы пошёл в духовную семинарию учиться на попа, если бы всех попов вешали на церковной колокольне?

Джеймс Фрэзер об Аттисе.

Читаю издание столетней давности — работу Джеймса Д. Фрэзера "Фригийский культ Аттиса и христианство" ("Новая Москва", 1924). Кое-что из его работы представляет интерес.

"В Комане в Понте, месте почитания богини Ма, свинина не употреблялась в пищу, и свиньи не допускались даже в черту города (Strabo, XII, 8, 9). Культ Аттиса дозволял употреблять в пищу мясо, но не свинину и рыбу".

Д. Фрэзер связывает табу на свинину с тем, что Аттис был убит кабаном. А что насчёт рыбы? Мы знаем, что в священных прудах Афродиты и других богинь водились рыбы, которых нельзя было ловить и употреблять в пищу.

Aphrodite with babe Eros riding a dolphin. 2nd c.BC. From the temple of Poseidon. Thasos island Arch. Museum, Greece.

Кажется, и свиньи находились под охраной женских божеств.

"В весеннее равноденствие, 22 марта, в лесу срубалось сосновое дерево и доставлялось в святилище Кибелы. (Принос сосны из леса уподобляется наблюдаемому в наше время народному обычаю заготовления «майского» дерева.) На другой день праздника трубили в трубы. Третий день, 24 марта, был известен под именем дня крови. Верховный жрец — архигалл извлекал из своей руки кровь в виде жертвы. Жрец извлекал кровь из своих рук, и это было подражанием смерти Аттиса, лишившего себя жизни под сосновым деревом".

Нечто подобное практиковали, в своё время, правители индейцев майя, насколько мне известно. Древние майя протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. Потом через отверстие в языке пропускали верёвку с шипами. Кажется, главная цель этого жертвоприношения состояла в том, чтобы вызвать видение, порождённое потерей большого количества крови. С той же целью мужчины протыкали свой пенис (см.: Бабошкин М. Л. Ритуал кровопускания у древних майя в классический период // Древние цивилизации Старого и Нового Света: Культурное своеобразие и диалог цивилизаций. — М., 2003. — С. 33-39). Интересно, а не пускали ли жрецы Кибелы кровь с тою же целью, то есть с целью вызвать «Змея Видения»?