20 августа 2022

Петроглифы Нагорного Дагестана.

 

Ущелье Харитани, близ селения Чирката в святилище богини плодородия (примерная датировка IV - III тысячелетие до нашей эры). Перед нами предстаёт в позе оранты огромная женская фигура, окружённая почитателями и скотом. Окружающие её небольшие фигурки людей находятся в позе адорации. Особое внимание привлекает конусовидная одежда центрального персонажа, декорированная ромбовидным пересечением параллельных полос. А. А. Формозов, обратив внимание на конусовидную форму одеяния, сопоставил её с изображениями людей в конусовидных плащах из Зарауткамара (Узбекистан). Также одежда поминает юбку, подобия которой встречаются и в неолитических расписных глиняных статуэтках богини из Сескло, и в более поздних статуэтках кносских богинь. Источник

Вероятно, петроглифы относятся к куро-аракской культуре. Она зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на весь Кавказ. В 1988—2000 гг. сирийской экспедицией археологов РАН выявлено сходство артефактов Майкопской культуры и местной Лейлатепинской культуры с артефактами, найденными в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии. Постройка Телль Хазны датируется 4 тыс. до н. э. Это указывает на возможную миграцию на Южный и затем и на Северный Кавказ племён Убейд-Урукского круга Ближнего Востока.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий