"С точки зрения майя, дух после смерти проходит длинный и, судя по всему,
 достаточно мучительный путь, ведущий его к перерождению. Прежде всего 
он спускается по крутой холодной лестнице, в конце которой его уже 
ожидают три жуткого вида демона. Впоследствии, несчастному духу 
придётся полюбоваться ещё на множество демонов: недостатка жутких 
существ в Царстве Смерти древних майя, Шибальбе, нет.
Процессы, 
которые предстоят пройти умершему в преддверии новой жизни, тоже не из 
приятных. Один из первых процессов заключается в "очищении", и не в 
каком-то там фигуральном из серии "очисти свой разум", а в самом что ни
 на есть физиологичном... Для этих целей у майя имелись даже специальные 
приспособления: «бутуб цак», «лечебная воронка», и «тохоб цак», 
«лекарственная спринцовка», при помощи которых покойнику вводились 
специальные растворы. Куда вводились, думайте сами.
Недаром в 
заупокойной формуле призрак именуется «ка-аан», «очищенный», 
«ободранный». "Ободранным" он назывался из-за второго процесса - 
обдирания мяса с костей. В одной из надписей на сосуде древних майя 
преисподняя так и называется: место очищения - "у пок ав". 
Разумеется,
 все эти неприятные процедуры предпринимались не просто так, ради того, 
чтобы помучить несчастного, - к чему лишний садизм? Всё ради его же 
блага! Для того, чтобы вернуться на землю и родиться заново, призраку 
необходимо было уменьшиться до размера эмбриона. После этого его, 
тщательно упакованного в очаровательный тючок, благополучно сможет 
доставить по месту назначения (к роженице) аист-челноклюв" (Источник. Пересказ отсюда: В. И. Гуляев "Древние цивилизации Америки". http://historylib.org/historybooks/V--I--Gulyaev_Drevnie-tsivilizatsii-Ameriki/52).
|  | 
| Челноклюв | 

