"С точки зрения майя, дух после смерти проходит длинный и, судя по всему,
достаточно мучительный путь, ведущий его к перерождению. Прежде всего
он спускается по крутой холодной лестнице, в конце которой его уже
ожидают три жуткого вида демона. Впоследствии, несчастному духу
придётся полюбоваться ещё на множество демонов: недостатка жутких
существ в Царстве Смерти древних майя, Шибальбе, нет.
Процессы,
которые предстоят пройти умершему в преддверии новой жизни, тоже не из
приятных. Один из первых процессов заключается в "очищении", и не в
каком-то там фигуральном из серии "очисти свой разум", а в самом что ни
на есть физиологичном... Для этих целей у майя имелись даже специальные
приспособления: «бутуб цак», «лечебная воронка», и «тохоб цак»,
«лекарственная спринцовка», при помощи которых покойнику вводились
специальные растворы. Куда вводились, думайте сами.
Недаром в
заупокойной формуле призрак именуется «ка-аан», «очищенный»,
«ободранный». "Ободранным" он назывался из-за второго процесса -
обдирания мяса с костей. В одной из надписей на сосуде древних майя
преисподняя так и называется: место очищения - "у пок ав".
Разумеется,
все эти неприятные процедуры предпринимались не просто так, ради того,
чтобы помучить несчастного, - к чему лишний садизм? Всё ради его же
блага! Для того, чтобы вернуться на землю и родиться заново, призраку
необходимо было уменьшиться до размера эмбриона. После этого его,
тщательно упакованного в очаровательный тючок, благополучно сможет
доставить по месту назначения (к роженице) аист-челноклюв" (Источник. Пересказ отсюда: В. И. Гуляев "Древние цивилизации Америки". http://historylib.org/historybooks/V--I--Gulyaev_Drevnie-tsivilizatsii-Ameriki/52).
Челноклюв |