Людмила Виноградова в рецензии на книгу Ольги Христофоровой "Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции" (М: РГГУ, 2013), комментируя феномен бесоодержимости в деревнях Верхокамья, подчёркивает, что икота, как и кликушество, свойственно почти исключительно женщинам, хотя и не всегда. Она же отмечает, что наряду с термином икота (и в этом значении) широко используется слово пошибка: 1) ‘порча, болезнь, напускаемая колдуном’; 2) ‘мифологический персонаж, бес, вселяющийся в человека и вызывающий разные болезни и недомогания’.
И вот что особенно интересно: часто сам вселившийся дух сообщает своей жертве и окружающим людям, как его зовут, например: «Пошибка-то у меня — Фёдор Иванович. [Собиратель: А почему?] А вот мужчина посаженный» (С. 45); «мужик [об икоте] у меня» (С. 54); свидетельство соседки: «Он у неё мужского рода. Говорит, Иван Фёдорович у неё» (С. 57); «в Орине-то старик сидит седой» (С. 97).
Сравнив икоту с коми-пермяцкими представлениями об аналогичном персонаже по имени шева (термин образован от прапермского *šó-u-a со значением ‘нечто с голосом, со звуком, сообщением’), О.Б. Христофорова высказывает вполне убедительную гипотезу о влиянии традиционных воззрений народа коми, местного автохтонного населения, на мифологию русских переселенцев, осевших в Верхокамье (наиболее интенсивные потоки такого переселения фиксировались в период XVI–XVII вв.).
Я же, со своей стороны, хочу провести параллель между бесом по имени Фёдор Иванович и быком древних матриархальных культов. Может быть, на Крите он представлялся по имени Минос Иванович, или просто Минотавр. И, может быть, аналогичные персонажи существовали уже в эпоху верхнего палеолита.
![]() |
| Изображение быков из пещеры Шове (Франция). ХХХ тыс. до Р.Х. (Ориньяк) |
.%20%D0%A5%D0%A5%D0%A5%20%D1%82%D1%8B%D1%81.%20%D0%B4%D0%BE%20%D0%A0.%D0%A5.%20(%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D1%8F%D0%BA).jpg)