02 декабря 2024

Постижение палеолитических "венер" через призму традиций минангкабау.

Антрополог Пегги Ривз Сандей (Peggy Reeves Sanday) утверждает, что материнские символы, связанные с происхождением и центром, распространяются по всей социальной вселенной минангкабау. Бундо Кандуанг (Bundo Kanduang), мифическая королева-мать, находится в центре мира минангкабау, и этот титул, Бундо Кандуанг, также применяется к старшим женщинам минангкабау в их церемониальных ролях. В обществе минангкабау женщины контролируют права доступа к собственности предков, и все семьи ведут своё происхождение от прародительницы. Старшие женщины приравниваются к центральному столбу дома, который считается его истоком, пупом и ритуальным центром.

Если это так у минангкабау, то что мешает нам провести историческую проекцию от современного общества минангкабау к неолитическим общинам Старой Европы?

Неолит в Греции. Эволюция неолитических фигурок, с. 6500 − 3200 века до н. э.

С большой долей уверенности можно предполагать, что минангкабау сохранили древнюю традицию общежития, уходящую корнями в эпоху палеолита. При таком раскладе, верхнепалеолитические и неолитические "венеры" представляют собой репрезентации 
Бундо Кандуанг, со всеми вытекающими обстоятельствами. Или можно сказать несколько иначе: Бундо Кандуанг является "последней из могиканок" древних богинь-прародительниц. 

Женщины и адат.

Антрополог Пегги Ривз Сандей (Peggy Reeves Sanday), которая двадцать лет изучала матриархальное общество минангкабау на Западной Суматре, отметила, что в церемониях адата (что означает местный обычай или традиция), которые являются основой социальной жизни деревни, женщины принимают более активное участие, чем мужчины. Именно женщины исполняют адат. Именно их церемониальная деятельность и их преданность воспитанию детей в соответствии с адатом обеспечивают стабильность традиции.

Интересное наблюдение. Оказывается, адат в основном держится на женщинах, тогда как шариат - на мужчинах.

А вот ещё одно наблюдение. "Россия живёт по "адату", - пишет Эдуард Лимонов, - по понятиям, сложившимся из обычаев предков. "Адат" в мусульманском мире именно и означает традиционные обычаи предков, в противоположность "шариату" - кораническому закону мусульман, принесённому Пророком Мохаммедом. Россия лишь старалась, делала вид, пыталась, но никогда, по сути, не жила по социализму, а сейчас не живёт по капитализму, а уж тем более по демократии. Наш "адат", понятия, оказались сильнее и социализма, и капитализма" (Источник). 

Лимонов, - непонятно, с какого перепуга, - считает современных российских судей, ментов, следователей, пенсионеров с неизменной психологией крепостных, мерзких чиновников (гениально увиденных Грибоедовым, Гоголем, Салтыковым-Щедриным) порождением древних, реакционных и злобных обычаев адата. Я так не думаю. Чиновничья "братия" - плоть от плоти и кровь от крови государственного Левиафана. Адат тут совсем ни при чём. Это ещё гениально подметил В. Розанов, когда сравнивал теплоту раннехристианской общины с холодом католической церкви. В апостольской общине всё было "по-домашнему", и собрания проводились в маленьких уютных помещениях, а католический храм никогда не прогреется, и чем больше храм, тем он холоднее - и в прямом, и в переносном смысле слова. В принципе, точно так же обстоят дела и с государствами: чем они больше, тем "холоднее" и бездушнее в них чиновники. Это - закон природы. Как человек - "мера всех вещей", так и семья - мера социальной жизни. Чем далее удаляется государственный Левиафан от семейного идеала, тем "холоднее", бездушнее и бесчеловечнее он становится. Адат же, по идее, является более древним, до-государственным правом, когда люди жили ещё большими семьями (родами). В этом смысле, адат, конечно, гораздо ближе и понятнее женщинам, так как касается прежде всего семейно-родовых отношений. У каждой женщины, как у героя сказки Экзюпери, есть своя маленькая «планета» – её любимый дворик, а что происходит вдали от этого дворика, её мало волнует.