20 февраля 2026

Женщины. Таперича они не те что давеча.

Р. Бриффо говорит, что "среди первобытных мужчин и женщин отнюдь не наблюдается различий в физической силе, находчивости, предприимчивости, храбрости, способности к выносливости, которые наблюдаются в цивилизованных обществах и часто рассматриваются как органические половые различия". 

В таком случае, беспомощные "кисейные барышни" с кукольной внешностью — это продукт патриархального общества?

Пример из журнала мод Wiener Moden 1830-х гг.

Далее Р. Бриффо на нескольких страницах приводит многочисленные примеры того, как умело и ловко женщины архаических обществ справляются с тяжёлыми физическими работами. «По мышечной силе и выносливости женщины Сомали намного превосходят своих господ» [1]. Шамплен (Champlain) отмечал «женщин необычайной силы» среди канадских индейцев [2]; и один индейский вождь заявил, что женщина «может нести или таскать столько же, сколько двое мужчин» [3].

Где-то я читал, будто испанские конкистадоры в Америке ездили верхом на местных индейских женщинах. Кажется, такое могло быть... Во всяком случае, "в Бутане женщины носят мужчин на спине во время путешествий", по замечанию Р. Бриффо [4]. 

А вот ещё одно интересное наблюдение: в Центральной Австралии «отнюдь не редкость, когда женщина в одиночку жестоко избивает мужчину» [5].

Экономический аспект матриархата.

Р. Бриффо рассматривает широко распространённое фундаментальное заблуждение относительно матриархальных обществ. 

"Предполагается, что в обществе матриархального типа женщины осуществляют господство над мужчинами, подобное или эквивалентное господству, осуществляемому мужчинами над женщинами в патриархальном социальном порядке, и что такие два типа общества различаются лишь полом, который осуществляет доминирующую власть в каждом из них. Но такое представление очень далеко от исторической реальности. Социальный порядок, предполагающий такое господство, осуществляемое мужчинами или женщинами, может существовать только в развитых экономических условиях, где частная собственность приобрела первостепенное значение; приписывать такую ​​организацию примитивному обществу, где частная собственность практически не существует, — это анахронизм.

Примитивная человеческая группа является матриархальной таким же образом и по тем же причинам, что и группа животных; она является таковой не в силу устоявшегося господства, а в силу функциональных отношений. Материнская биологическая группа подчиняется материнским инстинктам и управляется ими, но этот функциональный факт не налагает господства на мужчину, так же как и самец не налагает господства на самку.

Фундаментальным фактом развитых патриархальных обществ является владение собственностью и контроль экономической власти мужчинами, а следовательно, экономическая нищета и зависимость женщин. На всех более ранних социальных этапах экономическая власть не зависит от собственности, поскольку на таких этапах не существует никакой формы долговременного богатства, ничего ценного, что можно было бы сохранить и накопить. Единственной формой богатства и экономической власти на этих примитивных социальных этапах является способность к производству. Экономическое преимущество, которое дает такая власть, полностью на стороне женщин; ибо женщины в примитивном обществе, отнюдь не будучи экономически непродуктивными, и, следовательно, зависимыми, напротив, в высшей степени являются производителями богатства и, по сути, главными производителями.