Читая "Короли и сородичи" Дж. Миллера, на стр. 144 его книги я наткнулся на интересное описание ангольской королевы XVII века по имени Темба Андумба, "которой приписывается создание крупного королевства на основе особого культа; этот культ оскорблённые в своём благочестии миссионеры называли «гнусной сектой». <...> Основательница секты Темба Андумба стала отважной королевой-воительницей и покорила многие земли. В конце концов (согласно интерпретации миссионера, записавшего традицию) военные успехи опьянили её, и она установила обычаи и обряды (йижила, ед. ч. кижила), которые должны были закрепить за ней положение самого грозного и почитаемого правителя в Анголе. Провозглашение новых обычаев Тембы Андумба сопровождалось самой ужасной церемонией, какую только помнят мбунду. Она велела принести её малютку-дочь и бросила её в большую ступу, в которой обычно толкут зерно. Затем, взяв большой пест, она безжалостно растолкла младенца, превратив в бесформенную массу из мяса и крови. Она добавила туда разные травы, коренья и порошки и сварила это месиво; получившуюся из него мазь она назвала мажи а самба. Натерев этой мазью себя и своих ближайших соратников, она призвала народ к новым военным походам ради насилий и разрушения. Разорив все земли вокруг, она приказала своим соратникам изрезать на куски своих детей и съесть их в знак признания новых йижила обычаями её королевства".
Ну вот ни капли не верю я в правдивость этого описания. Очевидно, жила в XVII веке какая-то женщина по имени Tembo a Mbumba и, наверно, она восстала против португальского владычества, как легендарная кельтская Боудикка в своё время (см.: Боудикка: восставшая против Рима), но "оскорблённые в своём благочестии" португальские миссионеры сочинили про неё этот грязный пасквиль. Лет 25-30 назад, изучая материалы, касающиеся русской мистической секты христоверов ("хлыстов"), я читал сочинения дореволюционных православных сектоведов и встречал там нечто похожее. Вот, например, порция бредятины из сочинения протоиерея Тимофея Буткевича:
"Есть несомненные доказательства того, что в прежнее время
хлысты причащались грудью живой девицы и телом заколотого младенца. Это
подтверждается и судебными следствиями, начиная с 1738 года (показание
Алексея Трофимова и др.), и беспристрастными учёными: Кельсиевым, Гакстгаузеном, Мельниковым, Кутеповым, Пеликаном.
Но,
допустим, что в настоящее время у хлыстов этого бесчеловечного обычая
не существует. Теперь они причащаются, большей частью, только белым
хлебом и водою, особенно, годовою, взятою из колодца, находящегося на
родине Данилы Филипповича, сухариками с изображенным на них крестом,
изюмом и квасом, дымом и пламенем трех или семи зажженных восковых свеч,
растертыми шишечками радельной годовой вербы, московскими пряниками, а
чаще всего – обряд этот ограничивается целованием колена или другой
какой-либо части «пречистого и животворящего тела», сидящей в углу,
«богородицы», которой «причастники» поют, предварительно, гимн,
оканчивающийся стихами:
Матушка, пресвятая богородица,
От тебя Христос народится;
Дай нам пречистым телом твоим причаститься...
Впрочем,
есть много фактов, свидетельствующих о том, что «старцы» причащают
своих «детушек» какими-то не совсем безвредными веществами. Так,
свидетель – очевидец, заслуживающий полного доверия, рассказывает, что
один хлыст, приняв причащение в виде конфеты, двенадцать дней болел,
лишился даже сознания, не мог двигаться и получил отвращение к пище.
Другой после причащения начал ломать у себя печь, а затем с криком:
«всего мира князь, всего мира князь» прибежал к одной женщине и просил
ее запереть дом, приговаривая: «идут, идут». Третий – в состоянии
исступления – вспорол свою лошадь и вообразил, что на двор к нему
забрались волки. Все эти лица были подвергнуты судебно-медицинскому
осмотру и возбудили сильное подозрение в возможности отравы. Не нужно
забывать, что, понося Православную Церковь,
хлыстовские «пророки» внушают мысль «радельщикам» об ощутительном
действии благодати в их причащении. Вообще же, – говорит очевидец, – после причастия у хлыстов бывает нечто, вроде белой горячки" (Источник).