Б. К. Далгат на стр. 95 своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008) говорит, что "в номере 8 «Революция и горец» за 1930 г. с. 58 помещена интересная статья Ч.Ошаева «Малхиста», характеризующая пережитки родового быта заброшенных в самом труднодоступном ущелье горной Чечни в верховьях Аргуна (притока его Мишихи) чеченцев, живущих в 14 хуторах, в числе 122 дворов — 750 душ обоего пола, образующих один тейп. Все малхестинцы — члены одного тейпа — малхий; но внутри себя они делятся на ряд более мелких делений: гар и некий. В столкновениях с другими тейпами малхистинцы всегда выступают единодушно, забыв свои распри, хотя внутри тейпа все живут друг с другом в страшной вражде на почве, главным образом кровничества. Я должен заметить здесь, что кровная месть и вражда между членами одной тейпы (рода) явление не нормальное для родового быта, и наличие их свидетельствует о разложении тейпы или большого рода на более мелкие родовые группы (гар и некий) и о крайнем ослаблении родственной и прочих связей между членами тейпы. Кровная месть наблюдается в Малхиста в страшных формах, она — господствующий во всей жизни фактор. Там почти нет стариков, так как до старческого возраста мужчины не доживают, кончая жизнь от кинжала или пули".
Это очень интересная тема в контексте моих матриархальных штудий. Потому что древние матриархальные общества тоже были родовыми обществами. Неужели матриархат устанавливался там, так сказать, естественным образом, из-за того что мужчины не доживали до старческого возраста и "аксакалами" становились старухи? — Нет, это бред какой-то. В таком случае, матриархат был бы и у малхестинцев, однако ничего подобного в Малхисте не замечено.
Очевидно, кровная месть между мелкими родовыми группами отравляла жизнь не одним только малхестинцам. Тут невольно вспоминается "Повесть временных лет", согласно которой после изгнания руси (варягов) славянские племена сами стали управлять своими землями, но владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, и встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море, к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».