Берндты называют общество аборигенов Австралии в целом номинально геронтократическим — номинально потому, что мужчины, обладающие властью, хотя и зовутся старшими или старыми, на деле не старики, а чаще всего люди средних лет или пожилые, но полные энергии. Говоря о власти старших у аборигенов, мы имеем в виду то, что старшие мужчины выступали как проводники некоего высшего авторитета, закона племени, установленного мифическими созидателями эпохи Сновидений. Такая власть старших во многом обеспечивалась тем, что они как хранители священных религиозных знаний и культовых реликвий, распорядители обрядов, по представлениям аборигенов были ближе остальных членов общины к священному миру "Сновидений" и могли привлекать его могущественные силы для наказания нарушителей социальных норм (О. Ю. Артёмова).
Как мы видим, в архаических обществах силён не тот, кто может убить соперника одним ударом кулака, а тот, кто заручился поддержкой духов. Физическая сила - это, конечно, хорошо, но решающее значение имеет сила духовная. Только духовная сила придаёт аборигену авторитет среди соплеменников, так что он может рассчитывать на повиновение младших мужчин и женщин. Очевидно, "вади булга" (большие мужчины) Западной пустыни чем-то напоминают "Царя иудейского", Иисуса Христа, Который явил миру, каким должен быть истинный Царь. Подлинный Царь должен быть чудотворцем, через которого действуют духовные силы.
Исцеление слепорождённого Иисусом Христом. |
В древности понимали и чувствовали это, поэтому правители, например египетские фараоны, выступали одновременно в двух ипостасях: как верховные жрецы Амона и как цари. Фараон — верховный жрец Амона-Ра, правил как бы от имени и по поручению своего божественного "отца" — единственного законного властителя Египта. Все другие властители считались узурпаторами власти.
Интересно, что расстояние от египетских фараонов до австралийских "больших мужчин" гораздо ближе, чем от тех же фараонов до современных президентов.