11 февраля 2022

Цари австралийские и Царь иудейский.

Берндты называют общество аборигенов Австралии в целом номинально геронтократическим — номинально потому, что мужчины, обладающие властью, хотя и зовутся старшими или старыми, на деле не старики, а чаще всего люди средних лет или пожилые, но полные энергии. Говоря о власти старших у аборигенов, мы имеем в виду то, что старшие мужчины выступали как проводники некоего высшего авторитета, закона племени, установленного мифическими созидателями эпохи Сновидений. Такая власть старших во многом обеспечивалась тем, что они как хранители священных религиозных знаний и культовых реликвий, распорядители обрядов, по представлениям аборигенов были ближе остальных членов общины к священному миру "Сновидений" и могли привлекать его могущественные силы для наказания нарушителей социальных норм (О. Ю. Артёмова).

Как мы видим, в архаических обществах силён не тот, кто может убить соперника одним ударом кулака, а тот, кто заручился поддержкой духов. Физическая сила - это, конечно, хорошо, но решающее значение имеет сила духовная. Только духовная сила придаёт аборигену авторитет среди соплеменников, так что он может рассчитывать на повиновение младших мужчин и женщин. Очевидно, "вади булга" (большие мужчины) Западной пустыни чем-то напоминают "Царя иудейского", Иисуса Христа, Который явил миру, каким должен быть истинный Царь. Подлинный Царь должен быть чудотворцем, через которого действуют духовные силы. 

Исцеление слепорождённого Иисусом Христом.

В древности понимали и чувствовали это, поэтому правители, например египетские фараоны, выступали одновременно в двух ипостасях: как верховные жрецы Амона и как цари. Фараон — верховный жрец Амона-Ра, правил как бы от имени и по поручению своего божественного "отца" — единственного законного властителя Египта. Все другие властители считались узурпаторами власти.

Интересно, что расстояние от египетских фараонов до австралийских "больших мужчин" гораздо ближе, чем от тех же фараонов до современных президентов.

Условия существования рабства.

Как говорит chispa1707, "рабство держится только на подавляющем превосходстве рабовладельцев в вооружении. <...> Отнимите у охраны огнестрельное оружие, и она, даже при хорошем холодном оружии и тройном численном превосходстве, будет перебита в первую же ночь – просто из-за разницы в мотивациях. Есть сомнения? Проведите мысленный эксперимент: отнимите у солдатиков зоны автоматы, вооружите хорошими пиками и саблями и прикиньте, сколько минут или часов солдатики продержатся ЖИВЫМИ" (Источник). 

В этом определённо что-то есть. Недавно в статье про индейцев-команчей я говорил о том, что агрессия в мужской среде возникает при качественном преобладании вооружений по сравнению с соседями. Если, к примеру, у меня в руках дубинка и сосед вооружён такой же дубиной, то при таком раскладе очень высок риск получить дубинкой по башке. А вот если у меня в руках винтовка, а у соседа - палка, тогда совсем другое дело: я могу посадить соседа на цепь, вместо собаки.  

Кстати, европейская колониальная система распалась тогда, когда туземцы стали овладевать - «не мытьем, так катаньем» - современным стрелковым оружием. И бывший СССР способствовал этому в немалой степени. 



"Матриархат" у ацтеков.

Интересные сведения о "матриархате" у ацтеков, собранные Андреем Степаненко. Авторство, кажется, принадлежит блогеру chispa1707.

"Наиболее известный правитель ацтеков Монтесума (Мотекусома II) принял престол не от отца, а из рук своего дяди по имени Ауицотль (Ауитсотль). И если приглядеться, то станет видно:

– Мотекусома II принял власть даже не из рук дяди; он принял власть из рук его вдовы;

– Мотекусома II взял власть только потому, что сумел взять в жёны дочь вдовы дядьки;

– Мотекусома II – брат и племянник вдовы своего дядьки, и здесь – материнская линия!

Когда Мотекусома погиб, ни один из его многочисленных сыновей даже не претендовал на трон. Власть передавалась только с его дочерьми, давалась как приданое. И верховная власть была закреплена за его дочерью Текуичпо. Причём и здесь кровь Мотекусомы ничего не значит; важно, что Текуичпо – дочь его самой высокородной жены, а от неё – вверх по генеалогическому древу – она далёкая правнучка основательницы династии Иланкуэитль. Именно поэтому следующими правителями стали Куитлауак и Куаутемок, поочерёдно бравшие в жёны Текуичпо. А затем эту женщину взял хитроумный Эрнан Кортес, и сын Кортеса и Текуичпо – тоже Мотекусома, владыка ацтекский и вице-король испанский – подписывал приказы, коим и подчинялась вся Мексика и Калифорния. Эрнан, как и полагается, стал при сыне регентом.

На мой взгляд, это по-своему разумная схема. В патриархальной монархии, где власть передаётся строго от отца к сыну, народ с вероятностью 95 % рискует получить на троне человека неподходящего (больного, неумного или слабого духом), уже потому, что вряд ли больше 5 % людей отвечают ВСЕМ требованиям к хорошему правителю. А в матриархальной модели руки принцессы и власти (учитывая острую конкуренцию) добивается самый лучший, из числа этих самых 5 %. Всё справедливо: женщине почёт принадлежит по её материнской природе, а мужчине – только за доблести.

О роли женщин в создании культов вождей.

Девушки украшают портрет Гитлера на рождество в Третьем Рейхе, 1937 год.


Кстати, похоже на то, как будто они укладывают венок на могилу фюрера. Зловещая картина...

Но я о другом. О роли женщин в создании культов вождей. Интересно, есть ли такие исследования по XX веку? Откуда вообще растёт культ "сильной руки"? Мне думается, что женщины более склонны поддерживать "сильную руку" (т. е. монополизацию всей власти в одних руках), чем мужчины. Я раньше уже говорил о том, что современные женщины постоянно "продюсируют" патриархат. Хотя современное общество позиционирует себя безрелигиозным, однако свято место пусто не бывает. Место божества занимают политические идолы. И происходит идолопоклонство. Как я неоднократно подчёркивал, вся религия "проистекает" из женской среды. В том числе и квазирелигиозные культы вождей.