20 августа 2022

Трипольские "дамы пик".

Статуэтки археологической культуры Кукутень-Триполье. Ноги этих "дам" сделаны таким образом, чтобы можно было "втыкать" эти статуэтки в мягкий грунт. Зачем? Для чего? Я не знаю, но может быть "трипольцы" использовали их во время своих сельскохозяйственных полевых работ так же, как племя сенуфо?

Африканист В. А. Корочанцев рассказывает:

"Сенуфо населяют обширные пространства в Мали, Береге Слоновой Кости и Верхней Вольте. Подмога старикам и слабым, взаимопомощь во время полевых работ - закон для молодых односельчан сенуфо. Накануне страды молодёжь сенуфо организуется в группы, специализирующиеся на возделывании определённых культур (проса, риса, сорго, клубнеплодов и др.). Внутри этих групп, которые сенуфо именуют обществами, создаются трудовые бригады. Каждый отряд имеет собственную эмблему в виде статуэтки, закреплённой на конце древка и украшенной перьями, разноцветным бисером и кусочками цветной прозрачной ткани. Эти эмблемы к началу полевых работ готовят лучшие мастера села. Когда обрабатывается земля под просо, статуэтка представляет женщину, несущую мелкое, широкое блюдо со съестным или сосуд с прохладным просяным пивом. Если работы происходят на рисовом поле, то ремесленник обязательно вырезает грациозную фигуру сидящей женщины, на голове у которой присел зимородок.

…Наступает день работ. Юноша, слывущий лучшим работником, втыкает древко со статуэткой в землю в конце поля. Темп работы членов бригады быстр и задаётся двумя-тремя тамтамистами и хором женщин. Музыкальное сопровождение полевых работ - типичное явление в африканской деревне. Музыканты и певицы внимательно следят за ходом трудового процесса, поют панегирики вырвавшемуся вперёд, подбадривают дружескими, ироническими куплетами отстающих. Бригада выстраивается вдоль поля шеренгой, точно спортсмены вдоль линии старта. Каждому отводится своя полоска, так что шансы всех равны. Раздаётся первый удар тамтама, и бригада приступает к делу. Тот, кто добирается до межи, обозначенной воткнутым в землю древком с эмблемой, получает право перенести эмблему на новый рубеж. Так организуется соревнование, победители которого награждаются песней и, если они холосты, любовью лучших девушек села". 


Кстати, у сенуфо до сих пор сохранился т. наз. "гостевой брак": мужчина приходит к своей жене с разными вкусностями, проводит с ней некоторое время, а потом уходит в родительский дом, где его ждут другие женщины - сёстры и мать. Всё потому, что общество сенуфо относится к группе матрилокальных - здесь полагается жить в материнских родовых группах (Источник).   

Петроглифы Нагорного Дагестана.

 

Ущелье Харитани, близ селения Чирката в святилище богини плодородия (примерная датировка IV - III тысячелетие до нашей эры). Перед нами предстаёт в позе оранты огромная женская фигура, окружённая почитателями и скотом. Окружающие её небольшие фигурки людей находятся в позе адорации. Особое внимание привлекает конусовидная одежда центрального персонажа, декорированная ромбовидным пересечением параллельных полос. А. А. Формозов, обратив внимание на конусовидную форму одеяния, сопоставил её с изображениями людей в конусовидных плащах из Зарауткамара (Узбекистан). Также одежда поминает юбку, подобия которой встречаются и в неолитических расписных глиняных статуэтках богини из Сескло, и в более поздних статуэтках кносских богинь. Источник

Вероятно, петроглифы относятся к куро-аракской культуре. Она зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на весь Кавказ. В 1988—2000 гг. сирийской экспедицией археологов РАН выявлено сходство артефактов Майкопской культуры и местной Лейлатепинской культуры с артефактами, найденными в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии. Постройка Телль Хазны датируется 4 тыс. до н. э. Это указывает на возможную миграцию на Южный и затем и на Северный Кавказ племён Убейд-Урукского круга Ближнего Востока.  

Царевна Софья.

Участь царских дочек на Руси была незавидной. Перспективы счастливой семейной жизни почти отсутствовали. Выходить замуж за западноевропейских монархов им не давал строжайший запрет переходить из православия в католицизм, а искать женихов среди даже самых родовитых бояр не полагалось по чину. Царевны росли, редко покидая женскую половину царского дворца, а по достижении 20−25-летнего возраста родители сплавляли их в монастыри. Даже грамоте их почти не учили — образование ограничивалось зазубриванием нескольких молитв да обучением премудростям рукоделия.

Софье, родившейся в 1657 году дочери «тишайшего» царя Алексея Михайловича, судьба готовила такую же участь. Девочка была шестой из 16 детей своего плодовитого отца. Но не даром её имя по-гречески означает «мудрость»: маленькая царевна с юных лет отличалась любознательностью. По её настоятельным требованиям ей выделили персонального учителя. По счастью, им оказался русский ученый и первый профессиональный поэт Симеон Полоцкий. Под его руководством Софья овладела грамотой, иностранными языками (греческим и латынью), начала интересоваться историей. Из книг, хранившихся в царской библиотеке, она узнала, что в мировой истории встречались монархи женского пола. Рассказами о деяниях английской королевы Елизаветы девочка зачитывалась.

До 19 лет Софья отличалась от сестёр разве что эрудицией и грамотностью. Всё изменилось в 1676 году, когда Алексей Михайлович умер и престол перешёл к его старшему сыну, слабому здоровьем Фёдору Алексеевичу. Под предлогом необходимости ухаживать за больным братом Софья попала в царские покои. Там она быстро перезнакомилась с боярами и ближайшими советниками хворого царя. Наиболее тесный контакт установился у неё с князем Василием Голицыным, который при Фёдоре заведовал ключевым пушкарским приказом. 

Красотой царевна не блистала. Прижизненных портретов её не сохранилось, но описания современников весьма выразительны. Вот мнение французского посланника при русском дворе Фуа де ла Нёвилля: «Она ужасно толстая, у неё голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остёр и политичен».

Поздний портрет Софьи. Источник: wikipedia.org