19 декабря 2021

О древнегреческой демократии.

Автор вконташного паблика Клиометрика в записи "Постклассическое процветание: тиранов убиваем, с царями договариваемся" сообщает интересные сведения о древнегреческой демократии, которые я раньше не знал.

"После восстановления демократического правления в Афинах после поражения "переворота четырёхсот" в -410, в соответствии с декретом Демофанта, поддержанным народным собранием, все граждане торжественно поклялись в будущем убивать врагов демократии и их пособников, и награждать убийц тиранов".

Демократия, оказывается, не произрастает сама собой, как сорная трава. Для установления демократической формы правления требуется коллективная клятва граждан полиса.

"Уже в -404 клятва прошла проверку: после поражения в Пелопоннесской войне в Афинах была установлена проспартанская олигархия. Через несколько месяцев началось восстание, в котором олигархическое правительство было свергнуто, и восстановлена демократия. Спарта пробовала вмешаться, но, видя решимость афинян, уступила. По видимому, афиняне пришли к выводу, что метод работает. Клятва была повторена в -336, когда была опасность промакедонского переворота. По афинскому образцу, тираноборческие законы были приняты в других демократических полисах".

Тем не менее, далеко не во всех греческих полисах существовала демократия, что видно на нижеследующей таблице.


Прохиндиада, или эпос о Гильгамеше.

После смерти месопотамцев ждала не самая приятная участь: их Подземное царство было тёмным и сырым местом, совсем не похожим на загробный мир египтян.

Итак, обычный человек должен был радоваться жизни, стараясь получить от неё как можно больше. А что же получать? Совет на этот счёт даёт один из персонажей «Эпоса о Гильгамеше» — богиня Сидури, содержащая пивнушку на краю Вселенной:

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днём и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днём и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу —
Только в этом дело человека!

Перевод отрывка из «Эпоса о Гильгамеше» взят из: Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. Перевод с аккадского. Сост. В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 1981.

На иллюстрации — предположительное изображение Гильгамеша из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Лувр.

Источник

Богини Анатолии.

Одним из главных божеств хеттского пантеона была Солнечная богиня города Аринна, супруга бога Грозы. Большой храм Хаттусы посвящён именно этим божествам. 

Возможное изображение Солнечной богини города Аринна. XIV—XIII вв. до н.э. Музей искусства «Метрополитен».

Солнечная богиня города Аринна играла важную роль как покровительница царской власти: победы в сражениях цари считали следствием её поддержки. Например, именно она помогает Мурсили II в сюжетах из «Десятилетних анналов». Иногда в роли покровительниц царей могли выступать хурритская богиня Хепат или одна из ипостасей месопотамской богини Иштар

Богиня Хепат (слева) и царица Пудухепа (права). Рельеф Фрактин.

Приручение коня в Самарской культуре положило начало закату Старой Европы.

Сергей Петров в статье "Индоевропейцы: Самарская и Хвалынская культуры" говорит, что:

"По всей видимости, одомашнивание коня произошло в первой половине V тыс. до н.э. в областях Самарской и Хвалынской археологических культур. К тому времени носители данных культур уже несколько столетий имели дело с домашними коровами, овцами и козами. Приручение коня стало возможным благодаря применению к нему навыков обращения с уже одомашненным скотом. Первые коневоды на Средней и Нижней Волге видели в лошади пока ещё не средство передвижения, а источник дешёвого мяса на зиму. Прокормить в зимний период лошадь гораздо легче, чем крупный и мелкий рогатый скот, потому что она может сама откапывать из-под снега траву копытами, а также разбивать ими лёд, чтобы напиться. Естественно, это было очень важно как раз в областях распространения Самарской и Хвалынской культур с их суровыми зимами.

Область Самарской культуры 1-й половины V тыс. до н.э.

Южной соседкой Самарской была несколько более поздняя Хвалынская культура (5000-4500/4000 гг. до н.э.), существовавшая в лесостепных, степных и полупустынных районах правого и левого берега Волги и Северо-восточного Прикаспия.

С Хвалынской культурой связаны находки конеголовых скипетров.

Скипетр, топоры и украшения из могильника Хвалынск I
 

Все скипетры Хвалынской культуры и ставшей её преемницей Новоданиловской культуры (всего 11) были найдены в погребениях, что свидетельствует об органической духовной связи данного предмета с носителями этих культур. Можно заключить, что конеголовые навершия, крепившиеся на деревянные рукояти и служившие символами власти военных вождей, возникли в среде Хвалынской культуры на юге лесостепного Среднего Поволжья. Они являются косвенным свидетельством начала военного использования коня.
                                      Реконструкция конеголового навершия с рукоятью

Матриархат «по нужде».

Мой "матриархат" обусловлен неизбывной Мечтой о Женщине. Вот, судьба распорядилась так, что я всю жизнь прожил с карикатурой на Женщину, пародией на Женщину (имею в виду свою душевнобольную сестру). Сегодня с утра пораньше она снова закатила истерику. Мне-то деваться некуда: я родную сестру (какая бы она ни была) на улицу не выкину. А жена могла бы и уйти из этого "дурдома". Ей не позавидуешь: нужно ангельское (или ослиное) терпение, чтобы жить с моей сестрой под одной крышей. Но она, моя ослица с ангельскими крыльями, терпит, а я нахожу убежище в своём бложике, где тишь, да гладь, да Божья благодать... Пишу здесь о мирном матриархальном обществе, которого мне самому больше всего не хватает.  

Иван Сандырев (1932-2002) Северная песня. 1978 г.