Одним из главных божеств хеттского пантеона была Солнечная богиня города Аринна, супруга бога Грозы. Большой храм Хаттусы посвящён именно этим божествам.
Возможное изображение Солнечной богини города Аринна. XIV—XIII вв. до н.э. Музей искусства «Метрополитен».
Солнечная богиня города Аринна играла важную роль как покровительница царской власти: победы в сражениях цари считали следствием её поддержки. Например, именно она помогает Мурсили II в сюжетах из «Десятилетних анналов». Иногда в роли покровительниц царей могли выступать хурритская богиня Хепат или одна из ипостасей месопотамской богини Иштар.
Богиня Хепат (слева) и царица Пудухепа (права). Рельеф Фрактин.
В Постхеттских государствах I тысячелетия до н.э. распространился культ верховной богини города Каркемиша — Кубабы. Она изображалась в длинных одеждах, с короной на голове. Её символами были птица, плод граната, зеркало и лев. Изображения этой богини можно найти на рельефах во дворцах и цитаделях, что говорит о её связи с городской средой и покровительстве государству.
Изображение богини Кубабы из Каркемиша. Британский музей.
Во Фригии в то же время был популярен культ богини Матар, богини матери. Фригийская Матар была покровительницей гор и горных источников: возможно, здесь мы имеем дело с преемственностью от хеттов, которые также обожествляли горы и почитали источники.
Рельеф с изображением фригийской богини из Гордиона. Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Изображая свою богиню, фригийцы подражали своим юго-восточным соседям, и потому Матар и сирийская Кубаба визуально схожи. Однако монументы в честь Матар располагались либо в дикой местности, либо на стенах городов. Таким образом, её культ был посвящён скорее взаимодействию с силами неподчинённой человеку природы.
Статуэтка фригийской богини Матар из Богазкале. Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.Эта часть культа Матар и попала в Грецию, где божество стало известным под именем Кибела (греческое название происходит от одной из ипостасей фригийской богини — Матар Кубилея, что дословно переводится как Мать гор).
Изображение Кибелы на серебряной тетрадрахме из Смирны римского времени.Из-за грянувших греко-персидских войн Кибеле, ставшей
образцом азиатской богини, не устраивали больших общественных
праздников. Но для неё справляли частные ритуалы: посвящённые в мистерии
эллины ночью при свете факелов под громкую музыку впадали в состояние исступления, кружась в ритуальном танце.
В Риме дело пошло иначе. Во
время Второй Пунической войны римлянам пришло пророчество, что
анатолийская богиня поможет переломить ход войны. Римляне отправили
посольство в Малую Азию, которое успешно доставило богиню в Рим, после
чего карфагеняне были разбиты.
Причём римляне, считавшие себя
потомками троянцев, позиционировали перенос богини в Рим как возвращение
её домой, и потому она заняла почётное место в центре города, на
Палатинском холме, став защитницей Римского государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий