После смерти месопотамцев ждала не самая приятная участь:
их Подземное царство было тёмным и сырым местом, совсем не похожим на
загробный мир египтян.
Итак, обычный человек должен был
радоваться жизни, стараясь получить от неё как можно больше. А что же
получать? Совет на этот счёт даёт один из персонажей «Эпоса о
Гильгамеше» — богиня Сидури, содержащая пивнушку на краю Вселенной:
Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днём и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днём и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу —
Только в этом дело человека!
Перевод
отрывка из «Эпоса о Гильгамеше» взят из: Я открою тебе сокровенное
слово. Литература Вавилонии и Ассирии. Перевод с аккадского. Сост. В.К.
Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 1981.
На иллюстрации — предположительное изображение Гильгамеша из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Лувр.
Подземное царство месопотамцев очень-очень сильно напоминает Аид древних греков. Что может свидетельствовать об арийском происхождении шумеров.
А наставления богини Сидури заставляют вспомнить аналогичные "перлы" житейской мудрости XXI века:
Когда говорят о том, что матриархат — это "поклонение Природе", то перекладывают с больной головы на здоровую. Поклонение Природе мы видим в эпосе о Гильгамеше, который никак нельзя считать матриархальным. То, о чём говорит богиня Сидури (явно патриархальная богиня), перекликается с "моралью" нашего века — "ешь, пей,
веселись, потому что завтра умрёшь. Один раз
живём. Сделай всё для того, чтобы жить богаче, чтобы быть сильнее
других. Если нужно кого-то подмять — подомни, обмануть — обмани,
разрушить чью-то жизнь — разрушь, какое тебе дело до этой другой жизни?" (Источник).
Богиня Сидури напоминает демоницу, искушающую человека, ставшего на путь поиска бессмертия. Типа,
Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
Боги, когда создавали человека,-
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали.
Ты же ешь и пей, как свинья, потому что завтра умрёшь.
Не нравятся мне такие "проповеди", совсем не нравятся. И не верится мне, что такую духовную "сивуху" употребляли жители Вавилона, даже и при патриархате. Впрочем, эпос о Гильгамеше и не претендует на место вавилонского "евангелия"; это скорее изложение народных преданий и легенд. Наверно, отчасти его можно сравнить с "Илиадой", где древнегреческие боги предстают в непотребном виде. В общем, "народное творчество" тёмных веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий