19 декабря 2021

О древнегреческой демократии.

Автор вконташного паблика Клиометрика в записи "Постклассическое процветание: тиранов убиваем, с царями договариваемся" сообщает интересные сведения о древнегреческой демократии, которые я раньше не знал.

"После восстановления демократического правления в Афинах после поражения "переворота четырёхсот" в -410, в соответствии с декретом Демофанта, поддержанным народным собранием, все граждане торжественно поклялись в будущем убивать врагов демократии и их пособников, и награждать убийц тиранов".

Демократия, оказывается, не произрастает сама собой, как сорная трава. Для установления демократической формы правления требуется коллективная клятва граждан полиса.

"Уже в -404 клятва прошла проверку: после поражения в Пелопоннесской войне в Афинах была установлена проспартанская олигархия. Через несколько месяцев началось восстание, в котором олигархическое правительство было свергнуто, и восстановлена демократия. Спарта пробовала вмешаться, но, видя решимость афинян, уступила. По видимому, афиняне пришли к выводу, что метод работает. Клятва была повторена в -336, когда была опасность промакедонского переворота. По афинскому образцу, тираноборческие законы были приняты в других демократических полисах".

Тем не менее, далеко не во всех греческих полисах существовала демократия, что видно на нижеследующей таблице.


Демократические формы полисного управления возрастали с 4% в первой половине VI века до 46% на протяжении всего IV века. То есть, в самые лучшие времена древнегреческой демократии она существовала примерно в половине полисов. В другой половине одновременно существовали олигархические или тиранические режимы. Можно сказать, что тирания является наиболее "природной" формой правления, широко распространённой в стаях диких хищников с вожаками и подчинёнными особями, а демократия - не естественна, она требует сверхъестественной "подпитки" из культурной среды, и когда такая "подпитка" исчезает, демократия легко "соскальзывает" вниз, к более простым и примитивным формам правления человеческим обществом. 

На другом графике видно, что индекс человеческого развития в Греции был наиболее высок именно в IV веке, когда в половине древнегреческих полисов существовали демократические формы правления.

Где-то я читал, что древние римляне в период Республики тоже могли убить человека, если подозревали его в царских амбициях. Собственно, Юлия Цезаря за то и зарезали, что он заделался царём, что в глазах римлян старого закала было неприемлемым: какой же я, блин, патриарх, если мне подчиняться царским указивкам?!

И, конечно, интересно после этого вновь взглянуть на кадры из гениального фильма Эйзенштейна "Иван Грозный" (1944). 


Толпа людей чуть ли не на коленях приползла в Александровскую слободу, чтобы умолять тирана держать их покрепче в "ежовых" рукавицах. 

Какая ментальная бездна разделяет античных греков и средневековых московитов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий