15 февраля 2026

Р. Бриффо о ликийцах.

Геродот отметил, что ликийцы считали родство по женской, а не по мужской линии, и добавил, что дети следовали положению своей матери, а не отца [1]. Это утверждение подтверждает Нимфис из Гераклеи [2]. В «Илиаде» предводитель ликийцев Сарпедон изображён как унаследовавший корону по матрилинейному праву престолонаследия от своей матери, в то время как в соответствии с патриархальными обычаями наследником должен был быть его двоюродный брат Главк [3]; и Беллерофонт получает царский титул, женившись на царской принцессе [4].

Гераклид Понтийский утверждает, что ликийцы с древних времён находились под властью женщин [5]. Николай Дамаскский, более поздний писатель, имевший доступ к ныне утраченным книгам, сообщает, что «среди ликийцев женщины почитаются больше, чем мужчины», и добавляет, что не только родство, но и передача имущества следовали матриархальному принципу: дочери наследовали от своих матерей [6]. То, что имущество в значительной степени находилось в руках женщин, подтверждается их деятельностью в качестве строителей; среди них был распространённый обычай строить монументальные гробницы для себя и своих мужей при жизни.

Ликийские гробницы недалеко от Дальяна, Турция

Р. Бриффо о положении женщин в Древнем Египте.

В почтенной цивилизации Египта, которая внесла столь значительный вклад в материальную и интеллектуальную культуру западного мира, нам не нужно искать следы и признаки прежнего матриархального социального порядка, сохранившегося в изменившихся условиях, ибо, по правде говоря, вплоть до тех времён, когда династия греческих правителей стремилась внедрить иностранные обычаи, древнее и консервативное общество великого африканского царства никогда не теряло своего основополагающего матриархального характера. Непрерывный прогресс в направлении вытеснения матриархальных институтов и обычаев патриархальными, действительно, ясно прослеживается с начала исторических времён на протяжении различных этапов долгой четырёхтысячелетней истории Египта; но до самого конца это изменение так и не было полностью осуществлено, и Египет оставался примечательным примером великой и высокоразвитой цивилизации, которая в значительной степени сохранила матриархальный характер первобытных обществ.

«Наиболее важной из отличительных черт социальной организации, — говорит профессор Миттейс, — было положение женщин; Египет с незапамятных времён был страной матриархального права» [1]. Происхождение и наследование велось по материнской линии, а не по отцовской. Вследствие матрилинейного правила наследования, в Египте не было внебрачных детей; ребёнок, рождённый вне брака, пользовался теми же гражданскими правами, что и ребёнок, рождённый в браке. Все дети принадлежали матери и в случае развода оставались с ней. Использование матрилинейного исчисления сохранялось у египтян в христианские времена и всё ещё действовало в VII веке, накануне арабского завоевания.

«Номы», или примитивные местные тотемные кланы, объединение которых составляло египетскую нацию, были материнскими кланами или "материнствами" (motherhood); главенство в номах передавалось по наследству через женщин [2].