Пенфей, преследуемый менадами. Шарль Глейр. 1865 год |
Pentheus torn apart by Agave and Ino. Attic red-figure lekanis (cosmetics bowl) lid, ca. 450-425 BC. Louvre Museum |
Смерть Пенфея, растерзанного вакханками. Фреска на центральной стене экседры дома Веттиев в Помпеях. 60-79 годы |
"Кощунственно любопытство Пенфея, ибо ни один мужчина не дерзает приблизиться к боговдохновенным вакханкам; да и вообще — судя по тому, что мы знаем о римских вакханалиях — обычай не допускать мужчин к отправлениям вакхического культа, похоже, изначально был повсеместным. Заповедь целомудрия является высшим из всех условий дионисийского, да и вообще всякого мистериального культа. (Ср. Сервий, Комментарии к «Энеиде», III, 12). Лишь целомудренная матрона допускается к служению божеству. Как в мессинской надписи перед участием в анданских мистериях женщины клянутся в своей чистоте, так и герайра [1] обращается к царице, супруге Диониса со словами: άγιστεύω καί είμι καθαρά καί άγνή άπό των άλλων των ού καθαρευόντων καί άπ’ άνδρός συνουσίας [2]. — «Благочестива я, чиста и непорочна, чужда всему прочему нечистому и с мужчиной общению». Для того чтобы созерцать невыразимое, непременным условием является высочайшая степень чистоты", - сообщает И. Бахофен в третьем томе "Материнского права" (с. 147).
В этом смысле весьма показателен рисунок на древнегреческом сосуде-килике из мюнхенского собрания, где тирс, увитый плющом, превращается в руках у менады в грозное оружие:
Maenad and Satyr. Pottery by Makron. 480 BC. Staatliche Antikensammlungen, Munich |
Похотливый сатир пытается овладеть менадой, но она охлаждает его пыл, ударяя тирсом ему по яйцам.
---------------------------------------------------------------------------
[1] Др.-греч. γέραιρα — «старица», жрица, ассистирующая жене басилевса при совершении обрядов, связанных с таинствами Диониса.
[2] Демосфен, Против Неэры, 78.