"Рассматривая религиозные представления аборигенов [Австралии], Э. Дюркгейм, а позднее У. Уорнер высказали мнение, что у аборигенов мужчины воспринимаются как "священные", а женщины - как "земные". В разделе своей книги, который называется "Мужское и женское начала как основополагающие принципы социальной организации, выраженные в обрядах", У. Уорнер пишет: "Мужское начало теснейшим образом переплетено с понятием ритуальной "чистоты", а женское начало столь же неразрывно связано с представлениями о "нечистоте"; первое понятие равносильно понятию "священного", второе - понятию "земного". Эта дихотомия полов, выражавшаяся в представлениях о "священных" и "земных" членах групп, в свою очередь неразрывно связана с таким принципом человеческих отношений, как суперординация и субординация (главенство и подчинение)", - говорит О. Ю. Артёмова в своей монографии "Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине" (с. 67).
Это как раз в продолжение статьи Австралийские мужчины и женщины как "брахманы" и "шудры".
Хотя, как указывает сама О. Ю. Артёмова, далеко не все этнографы разделяют эту точку зрения о делении мужчин и женщин у аборигенов на "священных" и "земных", допустим, что так оно и есть. Но здесь сразу же возникает вопрос: можно ли эту картину считать универсальной для всех первобытных обществ? В записи Австралийские "старообрядцы" я высказал своё предположение о том, что сами аборигены в Австралии оказались своего рода "исключением из правила", и поэтому их представления ни в коей мере нельзя автоматически переносить на, допустим, евразийские архаические общества эпохи палеолита. О том, что в других местах нашей планеты в древности могло быть иначе, и даже совсем наоборот, свидетельствует, например, искусство Древнего Египта. Цитирую:
"В белом цвете египтяне видели символ чистоты и святости. Именно в белых одеждах изображается Душа умершего на Суде Осириса,
произносящая знаменитую Исповедь отрицания: «Я не делал худого людям. Я
не был жесток с близкими. Я не подменял Правду Неправдою. Водам текущим
я путь не пытался закрыть. Не потушил я огня, что гореть был назначен.
Проявлению Божьему я не мешал. Я чист! Я чист! Я чист!..»
Белый цвет символизировал Душу, прошедшую через двери испытаний в этой и
в той жизни и готовую к встрече с Божественным. Это образ человека
чистого настолько, чтобы пропускать через себя Духовный Свет. На стенах
гробниц мы видим изображение не физического облика людей, а их Ка —
светящихся двойников в белом облачении. Белый не только обозначает
чистоту, но и дарует очищение всему, с чем соприкасается. Особый
ритуальный смысл имел белый цвет для жречества: для церемоний
предназначались белые одежды и сандалии, из белого алебастра делались
многие ритуальные предметы (чаши и сосуды, канопы и столы для
бальзамирования). Благодаря своему цвету в церемониях очищения и
жертвоприношения использовалось молоко. Белый цвет стал обозначением
освящённых вещей и особого, сакрального пространства.
Город Мемфис, священный город бога Птаха, древнейшую столицу Египта,
египтяне называли «Белые стены». В настенных росписях гробниц и храмов
(например, в гробнице Нефертари) можно встретить фрески на белом фоне —
это тоже подчеркивает ритуальную чистоту и ставит изображаемое над земной реальностью, над временем.
Белый — это цвет одежд бога Осириса, владыки мира иного, а также
бога Птаха, «Ваятеля земли». В этом аспекте белый — изначальный цвет,
рождающий все остальные цвета спектра, — говорит о полноте неземной власти" (Источник).
|
Осирис в белых одеждах
|
И вот что примечательно: у древних египтян (а также у крито-минойцев и этрусков) именно женщины изображались светлокожими.
|
Рахотеп и Нофрет |