"Рассматривая религиозные представления аборигенов [Австралии], Э. Дюркгейм, а позднее У. Уорнер высказали мнение, что у аборигенов мужчины воспринимаются как "священные", а женщины - как "земные". В разделе своей книги, который называется "Мужское и женское начала как основополагающие принципы социальной организации, выраженные в обрядах", У. Уорнер пишет: "Мужское начало теснейшим образом переплетено с понятием ритуальной "чистоты", а женское начало столь же неразрывно связано с представлениями о "нечистоте"; первое понятие равносильно понятию "священного", второе - понятию "земного". Эта дихотомия полов, выражавшаяся в представлениях о "священных" и "земных" членах групп, в свою очередь неразрывно связана с таким принципом человеческих отношений, как суперординация и субординация (главенство и подчинение)", - говорит О. Ю. Артёмова в своей монографии "Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине" (с. 67).
Это как раз в продолжение статьи Австралийские мужчины и женщины как "брахманы" и "шудры".
Хотя, как указывает сама О. Ю. Артёмова, далеко не все этнографы разделяют эту точку зрения о делении мужчин и женщин у аборигенов на "священных" и "земных", допустим, что так оно и есть. Но здесь сразу же возникает вопрос: можно ли эту картину считать универсальной для всех первобытных обществ? В записи Австралийские "старообрядцы" я высказал своё предположение о том, что сами аборигены в Австралии оказались своего рода "исключением из правила", и поэтому их представления ни в коей мере нельзя автоматически переносить на, допустим, евразийские архаические общества эпохи палеолита. О том, что в других местах нашей планеты в древности могло быть иначе, и даже совсем наоборот, свидетельствует, например, искусство Древнего Египта. Цитирую:
"В белом цвете египтяне видели символ чистоты и святости. Именно в белых одеждах изображается Душа умершего на Суде Осириса, произносящая знаменитую Исповедь отрицания: «Я не делал худого людям. Я не был жесток с близкими. Я не подменял Правду Неправдою. Водам текущим я путь не пытался закрыть. Не потушил я огня, что гореть был назначен. Проявлению Божьему я не мешал. Я чист! Я чист! Я чист!..»
Белый цвет символизировал Душу, прошедшую через двери испытаний в этой и в той жизни и готовую к встрече с Божественным. Это образ человека чистого настолько, чтобы пропускать через себя Духовный Свет. На стенах гробниц мы видим изображение не физического облика людей, а их Ка — светящихся двойников в белом облачении. Белый не только обозначает чистоту, но и дарует очищение всему, с чем соприкасается. Особый ритуальный смысл имел белый цвет для жречества: для церемоний предназначались белые одежды и сандалии, из белого алебастра делались многие ритуальные предметы (чаши и сосуды, канопы и столы для бальзамирования). Благодаря своему цвету в церемониях очищения и жертвоприношения использовалось молоко. Белый цвет стал обозначением освящённых вещей и особого, сакрального пространства.
Город Мемфис, священный город бога Птаха, древнейшую столицу Египта, египтяне называли «Белые стены». В настенных росписях гробниц и храмов (например, в гробнице Нефертари) можно встретить фрески на белом фоне — это тоже подчеркивает ритуальную чистоту и ставит изображаемое над земной реальностью, над временем.
Белый — это цвет одежд бога Осириса, владыки мира иного, а также бога Птаха, «Ваятеля земли». В этом аспекте белый — изначальный цвет, рождающий все остальные цвета спектра, — говорит о полноте неземной власти" (Источник).
Осирис в белых одеждах |
И вот что примечательно: у древних египтян (а также у крито-минойцев и этрусков) именно женщины изображались светлокожими.
Рахотеп и Нофрет |
Значит, у египтян считалось, что женщины более "чистые", чем мужчины, что через них "просвечивает" неземной Духовный Свет, что они ближе к божественному и потому более достойны управлять людьми, чем мужчины, ибо “несть власть аще не от Бога”. Мы знаем, что у древних египтян наследование (в том числе и властных полномочий) происходило по материнской линии. Об этом говорилось в статьях Почему фараоны женились на сёстрах и О наследовании власти по материнской линии. В Древнем Египте аристократки не только становились жрицами женских божеств, но и чиновниками, в истории страны было немало женщин-номархов (правителей номов – областей Египта), писцов, учителей, послов и т. д. И, вполне возможно, что в до-династический (=догосударственный) период именно женщины находились во главе общин местных территориальных поселений. Во всяком случае, в культуре и религиозной традиции Древнего Египта миропорядок Маат – основной закон мироздания древнеегипетской космогонической и этической концепции – предполагал равенство между мужчиной и женщиной.
Египет говорит нам о том, что в древности всё могло быть по-другому, что патриархат вовсе не "запрограммирован" в историю человечества. Тут, очевидно, всё зависит от уровня культурного развития: чем выше развита культура в том или ином обществе, тем выше вероятность матриархата. И наоборот: чем ниже культурный уровень общества, тем сильнее в нём преобладают патриархальные мотивы. "Полный" патриархат - это обезьянье стадо с вожаком и гаремом самок.
Кстати, исходя из описаний О. Ю. Артёмовой, австралийские аборигены очень близки к этому идеалу. "Большинство австралийских мужчин, достигших зрелости, стремятся обладать несколькими жёнами. В среднем рядовой член общины имеет двух-трёх жён одновременно. <...> Чаще всего по нескольку жён имеют немолодые мужчины. <...> Существует мнение, что полигиния у аборигенов обусловлена хозяйственной необходимостью, но некоторые факты не согласуются с такой точкой зрения. Нельзя объяснить хозяйственными нуждами стремление пожилого обладателя семи жён, из которых четверо молоды и здоровы, заполучить в жёны ещё и двенадцатилетнюю девочку или же попытки шестидесятилетних мужчин обеспечить за собой девочек, только что появившихся на свет. Такие случаи не редки, и скорее всего этими людьми движут в первую очередь мотивы престижного порядка".
И, очевидно, если у кого-то семь жён, то у других нет ни одной. Это очень напоминает порядки у горилл, где молодые самцы обречены заниматься онанизмом и гомосексуализмом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий