13 декабря 2022

Общественные здания трипольцев.

"Учёные выяснили назначение мега-структур, которые сооружали древние жители Триполья, говорится в PLoS ONE. Их использовали как многофункциональные общественные здания: здесь устраивали общественные собрания (возможно, чтобы принять какие-то решения) и коллективные трапезы, что-то хранили и делали ремесленную работу. Постепенно мега-структуры пришли в упадок. Исследователи связали это с ростом численности людей в поселении и последующей централизации власти.

Фрагмент плана Майданецкого поселения, полученный с помощью магнитометрии. Жёлтым цветом отмечены мега-структуры, построенные между двумя рядами жилых домов. R.Hofmann et al. / PLoS ONE, 2019

Одним из крупнейших мегапоселений Трипольской культуры было Майданецкое поселение, которое существовало в течение примерно 350 лет, в 3990-3640 годах до нашей эры. Оно занимало площадь около 200 гектаров. Жилые дома здесь располагались в виде двух кругов, между которыми было довольно широкое незастроенное пространство, по-видимому, общественное. А на нём и в центре поселения археологи обнаружили так называемые мега-структуры. Их строили отдельно от жилых домов. Кроме того, они отличались от жилых строений гораздо бόльшими размерами, до 70 метров в длину и до 24 метров в ширину, и конструкцией здания. Например, в мега-структурах было несколько уровней, часть здания была покрыта крышей, а часть — нет. Подобные здания археологи находили не только в Майданецком поселении, но и в других деревнях трипольцев. 

Исследователи полагают, что трипольцы использовали мега-структуры в качестве общественных зданий. Но до сих пор непонятно, для чего именно строили эти здания. Как показали раскопки Майданецкого поселения, здесь не было выраженного имущественного неравенства и социальной иерархии. Наоборот, жилые дома, как внешне, так и внутри были одинаковы. Поэтому, вероятно, что трипольцы обсуждали решения и принимали их сообща. Авторы предполагают, что жители поселения использовали мега-структуры для проведения ритуалов, в качестве хранилища, для общественных собраний (возможно для принятия каких-то важных решений) и совместных трапез. Исследователи замечают, что в последний период существования Майданецкого поселения, строить мега-структуры перестают. Древнейшие мега-поселения в Европе закончили своё существование через несколько поколений после 3700 года до нашей эры". 

Екатерина Русакова. Источник.

Матриархат как "моральное большинство" общества.

В США в 80-х годах XX века, при Рональде Рейгане, имело место быть общественно-политическое движение под названием "Моральное большинство". Интересно само название данной организации. Хотя баптисты, основные члены организации, находились в численном меньшинстве по отношению ко всему населению США, они провозгласили себя "моральным большинством", "столпом и утверждением истины". 

В любой социальной структуре важен "костяк", на котором держится весь социальный "организм". Сравнительно с общим весом тела, кости весят немного, но без костей тело превратится в груду "мяса". Многие авторы говорят, что кризис современной Америки связан с исчезновением в ней "костяка". При Дональде Трампе мы увидели сборище клоунов вместо "морального большинства".

О России писать в настоящее время чревато неприятными последствиями, поэтому я взял США в качестве примера, но, вообще говоря, я пишу не про Америку, а про матриархат. Так вот, сегодня утром, проснувшись, я подумал: матриархат вовсе не означает тотального женского доминирования во всех областях и сферах общественной жизни. Скорее всего, в исторических матриархальных обществах имелось своего рода "моральное большинство", которое задавало тон всей полифонии социального "оркестра". В качестве "костяка" матриархального общества можно представить себе культ Богини и её быкоголового консорта. Жрицы-шаманки и мужчины-"корибанты", а также все адепты Богини составляли "моральное большинство" общества. Они были "заводилами" на всех ритуалах и праздниках, которые составляли саму "ткань" общественной жизни. Остальные члены общества — volens nolens — "втягивались" в орбиту общественной жизни.