Esenia своей статье "Мировоззрение Великой Богини. Вечное возвращение" начинает "за здравие", а кончает "за упокой".
Никто не спорит с тем, что, как говорит Esenia,
"культура и природа — антагонисты. Человек выделился из природы и стал человеком только тогда, когда он изобрёл запреты и ограничения некоторых своих природных начал. Культура — это ограничение природных начал человека. Культурное, а не природное начало делает человека человеком. Без культуры человек оставался бы животным. Человек, подавляя своё природное начало и развивая культуру, вырывался из животной парадигмы".
Здесь всё верно. Черносвитов Павел Юрьевич, кандидат исторических наук, доктор культурологии, пишет: "Человек, несомненно, изначально – стайное (или стадное) животное. Но, чтобы стать истинно «общественным животным», надо, чтобы его сообщества овладели культурой
– системой внебиологических, искусственных приемов выживания в
окружающей среде, которая передавалась бы в них от поколения к поколению
через обучение. Именно наличие культуры и отличает человеческие сообщества от сообществ любых других животных." Прав был один из родоначальников современной культурологии К.Гирц: "Без людей не было бы культуры, это точно; но что более примечательно, без культуры не было бы людей!"
В том же духе говорит и Михаил Веллер:
"... Так вот, культура - в общем и целом - это разность между
биологической и социальной формами существования материи... То есть,
если мы возьмём человека сугубо как животное, - без речи, без какой бы
то ни было трудовой деятельности, без каких бы то ни было общественных
навыков, - совершенно понятно, что это будет не человек. Это будет
человекоподобное животное, даже если он будет находить себе корешки,
зубами рвать на части зайцев и тому подобное..."
Но далее Esenia несёт пургу. Взяв в оборот концепцию европейского гуманизма о человеке как "царе природы" [1] и назвав эту концепцию "прометеевской линией", она противопоставляет её "фаустианской линии". По сути, никакой существенной разнизы между этими двумя линиями нет, так как "фаустианский" философ Спиноза, говорящий, что "Природа господствует над всем", выражает всё ту же концепцию европейского гуманизма.
Esenia пишет:
"Если всё — Природа, то у Природы должно быть какое-то священное основание. Матриархальный культ Великой Богини (она же Богиня-Мать, Мать-Природа, Мать-Земля и так далее) является таким основанием, и если ты ставишь в приоритет природное начало, то все дороги в конечном итоге приведут к Богине-Матери".
Надо прямо сказать, что концепт "Мать-Природа" является симулякром нашего времени, и он ни в малейшей мере не соответствует какому-либо божеству архаических обществ эпохи матриархата.