16 января 2022

Кольцо как символ богини неба.

Известны античные изображения сцены инвеституры, на которых показана женщина, вручающая мужской персоне кольцо. Эта женщина — полузабытая к тому времени богиня неба, кольцо — её символ, который она вручает как удостоверение власти, достоинства. В средние века в Европе назначение на церковную должность или введение в духовный сан сопровождались вручением символического кольца. У многих народов жрецы носили кольцо как знак своего достоинства. Королевское кольцо, передаваемое другому, означало, что с ним передаётся власть. В Перу инки посвящали в дворянство, прикрепив кольцо в ухо. Обручальное кольцо, символический венец брачного ритуала или коронации, венок, которым чествовались победители в состязаниях — всё это символы богини неба, Великой богини доиндоевропейской эпохи. 

Ариэль Голан. Миф и символ.

 
Символ Иштар – звезда – прямо над правой рукой царя.

Взгляд Леды.

Взгляд Леды после 2000-летнего забвения. Фреска I века до н.э. 


Археологические раскопки неисследованного района Regio V в археологическом парке Помпеии. 2018 год

Я бы охарактеризовал взгляд Леды как вполне целомудренный; иначе не стал бы Зевс "возиться" с нею. По одной версии мифа, она была перенесена на Острова Блаженных как мать Елены Прекрасной. Что, отчасти, напоминает католический догмат о взятии Девы Марии с душой и телом на небеса после окончания Её земной жизни.

 

"Лунный" бык Апис и подземные серапеумы как "инкубаторы" нового рождения.

Кажется, архаичное представление о "рогатом" Месяце сохранилось у египтян, которые, по свидетельству И. Бахофена, считали, что "Бог — не посредством плотского соития, как это бывает у людей, — но действием совершенно иной силы, соприкосновением с иными вещами мог оплодотворить смертное существо и наполнить его божественным семенем. Они утверждали, что подобным образом от некоего воздействия Луны был рождён Апис".

Detail of a bronze status of an Apis bull donated to Alexandria, Egypt by the Roman Emperor Hadrian in the early 2nd century AD. 

Я думаю, мы здесь имеем некоторые параллели с крито-минойскими таврокатапсиями и древнегреческой легендой о Минотавре. 

"Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка. Апису не полагалось жить более 25 лет [1], и по прошествии этого времени его топили в колодце", - сообщает Википедия

Спрашивается: а что, если на Крите не топили его, а отправляли помирать в подземелье? Тем более, что египтяне называли Аписа «быком преисподней». Интересно, что близ Мемфиса египтолог Огюст Мариет обнаружил Серапеум — некрополь быков Аписа, представляющий собой огромную подземную крипту, в которой хранились мумии девяти священных быков. Серапеум в Саккаре и впрямь напоминает подземный храм-"лабиринт".

The main tunnel in serapeum of Saccara 
В александрийском серапеуме

В александрийском серапеуме

Матриархат и культура.

Esenia своей статье "Мировоззрение Великой Богини. Вечное возвращение" начинает "за здравие", а кончает "за упокой". 

Никто не спорит с тем, что, как говорит Esenia,

"культура и природа — антагонисты. Человек выделился из природы и стал человеком только тогда, когда он изобрёл запреты и ограничения некоторых своих природных начал. Культура — это ограничение природных начал человека. Культурное, а не природное начало делает человека человеком. Без культуры человек оставался бы животным. Человек, подавляя своё природное начало и развивая культуру, вырывался из животной парадигмы".

Здесь всё верно. Черносвитов Павел Юрьевич, кандидат исторических наук, доктор культурологии, пишет: "Человек, несомненно, изначально – стайное (или стадное) животное. Но, чтобы стать истинно «общественным животным», надо, чтобы его сообщества овладели культурой – системой внебиологических, искусственных приемов выживания в окружающей среде, которая передавалась бы в них от поколения к поколению через обучение. Именно наличие культуры и отличает человеческие сообщества от сообществ любых других животных." Прав был один из родоначальников современной культурологии К.Гирц: "Без людей не было бы культуры, это точно; но что более примечательно, без культуры не было бы людей!"

В том же духе говорит и Михаил Веллер: 

"... Так вот, культура - в общем и целом - это разность между биологической и социальной формами существования материи... То есть, если мы возьмём человека сугубо как животное, - без речи, без какой бы то ни было трудовой деятельности, без каких бы то ни было общественных навыков, - совершенно понятно, что это будет не человек. Это будет человекоподобное животное, даже если он будет находить себе корешки, зубами рвать на части зайцев и тому подобное..."

Но далее Esenia несёт пургу. Взяв в оборот концепцию европейского гуманизма о человеке как "царе природы" [1] и назвав эту концепцию "прометеевской линией", она противопоставляет её "фаустианской линии". По сути, никакой существенной разнизы между этими двумя линиями нет, так как "фаустианский" философ Спиноза, говорящий, что "Природа господствует над всем", выражает всё ту же концепцию европейского гуманизма.

Esenia пишет: 

"Если всё — Природа, то у Природы должно быть какое-то священное основание. Матриархальный культ Великой Богини (она же Богиня-Мать, Мать-Природа, Мать-Земля и так далее) является таким основанием, и если ты ставишь в приоритет природное начало, то все дороги в конечном итоге приведут к Богине-Матери". 

Надо прямо сказать, что концепт "Мать-Природа" является симулякром нашего времени, и он ни в малейшей мере не соответствует какому-либо божеству архаических обществ эпохи матриархата.