31 января 2023

К вопросу о доисламском положении женщин у бедуинов.


Из выпускной квалификационной работы студентки Анастасии Андреевны Леоненковой: 

"Русский исламовед М. Мошанов писал: «Мы нигде не находим указаний, что у арабов раньше ислама существовали гаремы, женщина могла показываться везде, что видно из истории Мухаммеда…» [Цит по: Вагабов М.В. Ислам и женщина. М., 1968. С. 60]. 

Некоторые исследователи (Е. А. Беляев, М. В. Вагабов, Л. И. Шайдуллина) пытались найти в доисламской Аравии пережитки матриархата. Эти пережитки они видели в нередких случаях матрилокального поселения мужа и многомужестве, полиандрии.

Матрилокальный брак – это обычай проживания супругов в общине жены. При парном браке женщина, вступив в него, оставалась жить в своём роде, у своих родителей, а муж временами навещал её. Дети от такого брака оставались в племени жены и назывались по матери. Такая форма брака сохранялась потому, что отлучки мужчин, сопровождавших верблюжьи караваны, были частыми и продолжительными. Сохранялась и такая форма брака, как брак с женщиной, имевшей свою палатку (арабская семья жила в отдельной палатке, хозяином которой признавался глава семьи), владелицей которой она являлась. Женщине принадлежала инициатива развода. Она поворачивала палатку так, что вход в неё оказывался в противоположной стороне, что означало – брак расторгнут. Или же такая женщина вручала своему мужу копьё, давая ему понять, что их сожительство кончилось и что её бывший муж отныне должен жить самостоятельно. Пережитки полиандрии выражались в такой форме брака, при котором женщина, владелица палатки, состояла в супружеских отношениях с несколькими мужчинами. Каждый из них жил в её палатке в течение периода между двумя месячными очищениями. Во время регул она вывешивала над своей палаткой красную тряпку, и ни один из её мужей не входил в её жилище. Если у неё рождался ребёнок, она указывала, кто его отец.

Ряд авторов (В. Р. Розен, М. В. Вагабов и др.) считают, что аравитянка в период джахилийи занимала привилегированное положение в обществе. Известны были богатые вдовы, которые унаследовали имущество мужей, самостоятельно вели крупные торговые и ростовщические операции. О том, что к женщине в эту эпоху относились с любовью и уважением (особенно в сельской местности) говорят фольклор и языческие верования, которые были в значительной степени феминизированными.

Ранний арабский историк Хишам ибн Мухаммад ал-Калби в «Книге об идолах» приводит интересный материал о почитании богинь доисламскими арабами: «Самым первым из них всех был идол (богини) Манат, и арабы имели обычай давать имена Абд Манат и Зейд Манат. Он стоял между Мединой и Меккой. Все арабы почитали его и совершали жертвоприношения возле него» [Хишам ибн Мухаммад-ал-Калби. Книга об идолах. М., 1984. С. 17]. Этот идол богини Манат разрушил Али после победы Мухаммада над Меккой. Идол богини ал-Лат был в городе ат-Таифа".

beena marriage

С утра нашлась такая "инфа" в Сети:

"В законах Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н. э.) были формализованы патрилокальные брачные законы, в которых женские права и автономии были упразднены. До Кодекса Хаммурапи, местожительство мужа и жены находилось в доме семьи жены. Этот матрилокальный брак известен как брак "бина" (beena marriage). Бина - форма брака, использовавшаяся, например, в доисламской Аравии, при которой жена владела собственным шатром, в котором сохраняла полную независимость от мужа, согласно Уильяму Робертсону Смиту. Термин был предложен Джоном Фергюсоном МакЛеннаном, который отметил, что на Цейлоне (ныне Шри-Ланка) брак, когда муж уходит жить в деревню жены, называется "брак бина", и предложил "бина" в качестве общего термина для этого вида брака".

Как мы знаем на примере киргизов, у них в недавнем прошлом жена сама, своими руками, строила шатёр, у неё имелись собственные шкуры, которые она получала в приданое от родителей. Конечно, при таком раскладе отношения в семье совсем не те, что при классическом древнегреческом браке с содержанием жены в гинекее. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не суйся. Хочешь жить по своим правилам, имей свой дом. В своём доме "хозяин — барин".

Бизнес вумен по-римски.

На погребальной стеле в Мериде (Испания) изображена покойная, наливающая вино из бочки для постояльцев. Она была хозяйкой гостиницы и умерла в возрасте 45 лет. Стела установлена её мужем.


Немного истории из Википедии: "Пабы на территории современных Великобритании и Ирландии начали появляться с прибытием римлян и создания римской дорожной сети. Именно тогда были основаны первые гостиницы, в которых утомлённые путешественники могли отдохнуть. Когда же римляне ушли, новые пабы продолжали открываться. Пабы того времени также принято называть «alehouse» (эльхаус, буквально «Дом эля»). Их стало настолько много, что в 965 году Король Эдгар издал декрет, установивший, что в одной деревне не может быть больше одного паба" (Источник).

И далее (там же) — самое интересное: "в древности хозяевами пабов были преимущественно женщины".

Надо при этом учитывать, что в Риме эпохи Республики (509—27 года до н. э.) женщины алкоголь практически не употребляли, так как распитие алкоголя женщинами категорически не приветствовалось старыми римскими нравами. Была история, когда Эгнаций Метелл убил свою жену дубиной за то, что она пила вино. И его за это не осудили. Древнеримский писатель Валерий Максим в труде "Достопамятные деяния и изречения" пишет: «Все сочли это образцовой и справедливой карой за нарушение трезвого порядка. Воистину, любая женщина, которая становится невоздержанной в питье вина, захлопывает дверь перед добродетелями и открывает вход порокам».