Из выпускной квалификационной работы студентки Анастасии Андреевны Леоненковой:
"Русский исламовед М. Мошанов писал: «Мы нигде не находим указаний, что у арабов раньше ислама существовали гаремы, женщина могла показываться везде, что видно из истории Мухаммеда…» [Цит по: Вагабов М.В. Ислам и женщина. М., 1968. С. 60].
Некоторые исследователи (Е. А. Беляев, М. В. Вагабов, Л. И. Шайдуллина) пытались найти в доисламской Аравии пережитки матриархата. Эти пережитки они видели в нередких случаях матрилокального поселения мужа и многомужестве, полиандрии.
Матрилокальный брак – это обычай проживания супругов в общине жены. При парном браке женщина, вступив в него, оставалась жить в своём роде, у своих родителей, а муж временами навещал её. Дети от такого брака оставались в племени жены и назывались по матери. Такая форма брака сохранялась потому, что отлучки мужчин, сопровождавших верблюжьи караваны, были частыми и продолжительными. Сохранялась и такая форма брака, как брак с женщиной, имевшей свою палатку (арабская семья жила в отдельной палатке, хозяином которой признавался глава семьи), владелицей которой она являлась. Женщине принадлежала инициатива развода. Она поворачивала палатку так, что вход в неё оказывался в противоположной стороне, что означало – брак расторгнут. Или же такая женщина вручала своему мужу копьё, давая ему понять, что их сожительство кончилось и что её бывший муж отныне должен жить самостоятельно. Пережитки полиандрии выражались в такой форме брака, при котором женщина, владелица палатки, состояла в супружеских отношениях с несколькими мужчинами. Каждый из них жил в её палатке в течение периода между двумя месячными очищениями. Во время регул она вывешивала над своей палаткой красную тряпку, и ни один из её мужей не входил в её жилище. Если у неё рождался ребёнок, она указывала, кто его отец.
Ряд авторов (В. Р. Розен, М. В. Вагабов и др.) считают, что аравитянка в период джахилийи занимала привилегированное положение в обществе. Известны были богатые вдовы, которые унаследовали имущество мужей, самостоятельно вели крупные торговые и ростовщические операции. О том, что к женщине в эту эпоху относились с любовью и уважением (особенно в сельской местности) говорят фольклор и языческие верования, которые были в значительной степени феминизированными.
Ранний арабский историк Хишам ибн Мухаммад ал-Калби в «Книге об идолах» приводит интересный материал о почитании богинь доисламскими арабами: «Самым первым из них всех был идол (богини) Манат, и арабы имели обычай давать имена Абд Манат и Зейд Манат. Он стоял между Мединой и Меккой. Все арабы почитали его и совершали жертвоприношения возле него» [Хишам ибн Мухаммад-ал-Калби. Книга об идолах. М., 1984. С. 17]. Этот идол богини Манат разрушил Али после победы Мухаммада над Меккой. Идол богини ал-Лат был в городе ат-Таифа".
Комментариев нет:
Отправить комментарий