01 ноября 2023

О позднетрипольской культуре Среднего Поднепровья.

В. А. Крутц в монографии "Позднетрипольские памятники Среднего Поднепровья" (Издательство «Наукова думка», 1977) приводит нижеследующую карту раскопок возле села Чапаевка.

Чапаевка. План поселения и могильника: 1 - жилища; 2 - хозяйственные ямы; 3 - погребения

Как видно, в III тысячелетии до н. э. трипольцы совершали погребения умерших. Хотя меня терзают смутные сомнения: трипольцы ли там похоронены? Ведь официальной датой "кончины" Трипольской культуры считается 2650 год до н. э. То есть, если там и похоронены трипольцы, то такие трипольцы, от которых остались лишь "рожки да ножки".

"К найденным погребениям исследователи отнеслись по-разному. Одни отрицали их принадлежность к трипольской культуре, указывая на несовершенство методики раскопок автора (Т. С. Пассек) другие видели в них несомненно трипольские ритуальные захоронения (С. Н. Бибиков, Г. Думитреску)".

"Обряд погребения, наиболее сходный с чапаевским, существовал у племён днепро-донецкой культуры, сооружавших большие могильники, где умершие лежали вытянутые на спине, окрашенные охрой, строгими рядами в один или
несколько ярусов.
Подобное совпадение обрядов погребения неолитических и трипольских племён в Поднепровье, очевидно, не случайно". 

Автор монографии говорит, что в это время трипольцы строили свои жилища в труднодоступных местах (наверно, не от хорошей жизни). "Например, поселение у с. Чапаевки (уроч. Церковщина) расположено на краю лёссовой террасы с крутыми склонами (коренной берег р. Вита, правого притока Днепра), высота которой над уровнем поймы р. Вита составляет 80 м. Памятник у с. Новые Безрадичи занимает неприступный узкий мыс лёссовой террасы, высотой около 60 м над уровнем поймы (уроч. Стрелка, или Стрелица), отрезанный от основного массива глубоким оврагом".

"Отсутствие долговременных жилищ-площадок, а также небольшой процент домашних животных среди фаунистических остатков чапаевского поселения свидетельствуют о его временном характере".

Но, что интересно, - "жилища на чапаевском поселении размещены по кругу, оставляя в центре свободное пространство". То есть, сохранён древний эгалитарный тип поселений с ритуальной площадкой в центре деревни. Миниатюрный Кносс на берегу Днепра.

Антропоморфная пластика поселения — типично трипольская. 

Рис. 21. Антропоморфная пластика (Чапаевка)

Амазонки — это мужики?

Е. Г. Вайденбаум в статье "Кавказские амазонки: Материалы для древней этнографии Кавказа" (1872, репринт 2010, Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых) высказывает любопытное предположение о том, что амазонками на самом деле были воины-мужчины, только безбородые и безусые. 


Автор сначала передаёт рассказы испанских конкистадоров, начиная с Франциска де Орельяны, о воинственных женщинах, живущих в джунглях реки Амазонки, а затем описывает фенотип местных индейцев. 

Мужчины племени Тупи "... имеют длинные, прямые, толстые и густые волосы, а борода и усы состоят из нескольких коротких, прямых волосков. Эта почти полная безбородость увеличивается ещё искусственным выщипыванием волос. 

Прямое указание на наружное сходство мужчин с женщинами находим у Дарвина в последнем его сочинении о происхождении человека. На с. 357 ч. 21 он говорит, что «по обилию волос и общему складу тела между полами американских туземцев меньше разницы, чем у большинства других человеческих рас». 

«У некоторых из североамериканских племён волосы на голове вырастают до чрезвычайной длины, и Кетлин приводит любопытное доказательство уважения, которым они пользуются; именно предводитель племени Крау был избран в этот сан потому, что волосы его были длиннее, чем у всех других мужчин племени: они имели десять футов и семь дюймов длины. Аймары и квехи в Южной Америке также отличаются длинными волосами, и длина волос, как сообщает мне м-р Форбс, считается такой красотой, что отрезание волос служит для них самым страшным наказанием. На обеих половинах материка туземцы иногда увеличивают видимую длину волос, вплетая в них волокнистые вещества. Несмотря на то что волосы на голове так ценятся, иметь волосы на лице считается североамериканскими индейцами крайне вульгарным и они тщательно вырывают каждый волосок. Этот обычай существует на всём Американском материке до острова Ванкувер на севере и Огненной Земли на юге. Этот обычай доведён до такой крайности, что индейцы в Парагвае вырывают себе брови и ресницы, говоря, что они не желают быть похожими на лошадей. 

Индейцы в Парагвае: мужчины или женщины?

Амазонки — это мужички* ?

*) Мужичка ж. разг. Женщина, похожая на мужчину (обычно с оттенком пренебрежительности). Толковый словарь Ефремовой.

Происхождение амазонок можно, по мнению г-на Пфафа (автора «Материалов для истории осетин») объяснить следующим образом: «В жизни человечества, после разложения древнего патриархального устройства, следовал век кровавых и разрушительных войн. Вследствие этих войн число мужчин уменьшалось иногда до такой степени, что женщины окончательно получали перевес. Отсюда к амазонскому быту - один шаг. Стоит только явиться какому-нибудь энергическому женскому характеру, вроде, например, Томириды (Tomyris) [1], и подобная женщина может взять в руки бразды правления. Затем мужчины или подчиняются женщинам... или же женщины совсем выгоняют всех мужчин, как это, можно предполагать, случилось у кавказских амазонок. Тогда, по необходимости, развиваются совершенно особые формы общежития. В подобных амазонских государствах женская добродетель ставится выше всего, вследствие чего каждая женщина, как это было на Кавказе, обязана в течение десяти месяцев удерживаться от всех сношений с мужчинами». 

Подобное же мнение высказывает А. Бастиан о классических амазонках. Основываясь на борьбе между полами, замечаемой у некоторых южно-африканских племён и оканчивающейся иногда тем, что женщины временно получают перевес над мужчинами, он заключает, что и общество амазонок могло быть вызвано к существованию подобными же обстоятельствами: «Между воинственными племенами, кочевавшими в Азии ещё до времён Гомера, находился народ, женщины которого, как это часто случается, принимали участие в битвах и, вероятно, вследствие соперничества полов, приобретали иногда перевес над мужчинами, как это случалось у южно-африканских племён, и таким образом дали повод к рассказу об амазонках».


---------------------------------------------------------------------------------

[1] Царица скифского народа - массагетов. В войне с ней погиб мидийский царь Кир (История Геродота. Кн. 1).